МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Погреб спасения

По мнению американцев, самое безопасное место в мире — Алтайский край

Кто в эти дни готовится к Новому году, а кто — к концу света. Многие наши граждане, что уж греха таить, готовятся к этому знаковому событию.

Кто-то закупает свечки (тибетский монах напророчил длительное отсутствие электроэнергии), кто-то заказывает скафандры (это на случай Всемирного потопа), а кто-то запасается зажигалками и обычным аспирином. Эта последняя категория, судя по всему, самая практичная и подготовленная. Ее представители именуют себя сообществом выживальщиков. Один из руководителей этого сообщества (он же генеральный директор фирмы по строительству частных бомбоубежищ) Данила Андреев рассказал свою версию развития грядущих событий.

— Данила, скажи, а ты сам-то к какой дате готовишься?

— Я конкретно ни к какой. Потому что в эзотерику и прочие мистические учения не верю. Безусловно, землетрясения, наводнения, цунами никто не отменяет — новости о таких природных катаклизмах постоянно приходят. Но вряд ли случится что-нибудь такое, что вызовет гибель абсолютно всего живого на планете. А если такое все же возможно, то пытаться спастись нет смысла. Ну, допустим, чисто технически можно построить капсулу, которая в воде не тонет и в огне не горит. Но что потом? Вот выходите вы из нее. Вокруг ни души, ни цивилизации, ни еды... Долго просуществовать в таком мире вряд ли кто сможет.

— Ну если так, то нам, жителям средней полосы, вообще нечего бояться. У нас ни океана под боком, ни вулкана…

— Мы с вами люди образованные и должны понимать, что катастроф стоит ждать не столько от высших божественных сил, сколько от техногенных аварий и мировых войн. Да любой хладокомбинат, коих в Москве не один, способен отравить весь город. Хотя спастись в этом случае может каждый, просто имея дома комплект противогазов на всю семью.

— А еще какие вещи необходимо иметь дома на всякий случай?

— Ну, список большой: запасы еды, воды, средств индивидуальной защиты (как я уже говорил), список находящихся рядом с домом бомбоубежищ… это как минимум. Очень важно понимать, что любое чрезвычайное происшествие имеет две стадии: пиковую (когда все непосредственно происходит) и последующую, когда идет реальная борьба за выживание. Нет еды, лекарств, огня. Плюс кругом бродят такие же несчастные, готовые перегрызть друг другу горло за глоток чистой воды. Исходя из всего этого и нужно строить стратегию выживания.

Частные бункеры, которые сейчас повально строят обитатели Рублевки, укомплектованы по всем СНиПам и ГОСТАм. Подобные убежища когда-то строили и для Сталина.

— А про бомбоубежища можно подробнее. Они что, у нас в России еще остались?

— Конечно! В Москве есть несколько тысяч вполне обороноспособных бункеров. Но в них все жители столицы, конечно, не поместятся.

— И как узнать, где эти бункеры находятся?

— Очень справедливый вопрос, который каждый должен себе задать сегодня и сейчас. В МЧС, в ведомство которого перешли эти убежища от военных несколько лет назад, такой список есть, и все желающие могут с ним ознакомиться. Ведь случись что, глупо будет надеяться на Интернет и телефон, которые вообще не будут функционировать.

— А эти городские убежища в каком вообще сейчас состоянии? На них можно рассчитывать?

— Состояние их разное. Конечно, большинство сдано в аренду. Сами понимаете, в Москве площади дорогие, и простаивать им никто не позволит. Однако на арендаторов всегда накладываются определенные обязательства — менять воздушные фильтры, поддерживать в нормальном состоянии другие рабочие приборы. У МЧС, насколько я знаю, есть специальный отдел, который выполнение этих обязательств контролирует. Но в том, что это делается достаточно добросовестно, я не уверен. Кроме того, все арендаторы обязуются в случае возникновения чрезвычайной ситуации освободить бомбоубежища в течение 12 часов. А 12 часов — это, сами понимаете, не 12 минут. За это время может произойти все что угодно. Именно поэтому у нашей фирмы, строящей индивидуальные убежища (или, как их называют, частные бункеры), клиенты всегда есть.

— Насколько я знаю, в некоторых развитых странах строят целые подземные города на случай чрезвычайных ситуаций. А у нас в России как с такими программами дело обстоит?

— У нас тоже есть нечто похожее. Я в силу своей профессиональной деятельности знаком с некоторыми объектами, но распространяться не буду — такие вещи носят определенный гриф секретности. Скажу только, что в Москве относительно недавно появились коллективные убежища, рассчитанные на много человек. Конечно, подземными городами их не назовешь, но все-таки внушительные конструкции.

— А метрополитен наш московский может защитить?

— Во время Второй мировой он защищал. Потому что глубина, на которой расположены станции, внушительная. И бомбы, которые использовались в то время, не могли людей там достать. Сегодня же основные проблемы — радиация, бактериологическое оружие, и метрополитен с его системой вентиляции вряд ли спасет. Хотя технически это можно было бы сделать. Однако власти города совсем недавно отказались от самой этой идеи. Видимо, из-за стоимости. Они посчитали, что строить отдельные бомбоубежища куда выгодней. Я бы с этим поспорил и не голословно. Несколько лет назад наша фирма участвовала в конструировании станции «Кожуховская», и если ее определенным образом оборудовать (предусмотреть герметичные двери, систему очистки воздуха), то она вполне могла бы быть очень эффективным убежищем.

По мнению Данилы Андреева (один из председателей клуба выживальщиков), противогаз и другие средства индивидуальной защиты должен иметь дома каждый. Фото: Михаил Ковалев

— А можно из подручных материалов, продающихся на строительном рынке, самому построить временное убежище?

— Ну… (Ухмыляется.) Это сложновато. Однако тем, у кого в загородных домах или на дачах есть подвал (погреб), желательно отлитый из железобетона и, само собой, находящийся ниже уровня земли, — им проще. Такие подвалы можно переоборудовать в защитные бункеры за 1—1,5 миллиона. Если же строить отдельный объект, то придется пожертвовать суммой в несколько раз больше, да еще и лужайкой перед домом. Потому что мы выкопаем огромную яму, водоотведение и прочие подготовительные работы произведем. Потом зальем все бетоном особой марки, арматуру свяжем тоже по особому принципу. В итоге получится надежный объект, который будет отличаться от государственного коллективного бомбоубежища только площадью.

— А ваши бункеры регистрируются где-то, скажем, в военкомате?

— Нет, никаких рекомендаций и предписаний на этот счет нет.

— А едой вы комплектуете бункеры заказчика? И еще чем-то?

— Еда (тушенка, крупы, консервы), дезактиваторы, медикаменты, которые пригодятся, если человек все же успел получить дозу отравляющих веществ на улице. Конечно же, кроме них и другие актуальные лекарства: аспирин, антибиотики, бинты, жгуты и прочее. Однозначно — средства индивидуальной защиты (защитные комплекты, противогазы).

— А для себя вы что-нибудь уже построили?

— Нет. Потому что, во-первых, я лично в ближайшее время никаких катастроф не ожидаю. А главное, я ведь живу в Москве. В квартире ведь невозможно создать защитную комнату, потому что нельзя достигнуть необходимого уровня герметизации. Есть такое понятие — неплотность конструкции (швы между панелями, щели в окнах) — вот они-то и будут мешать. Но у меня, конечно, есть свой план на случай чрезвычайной ситуации.

— И в чем же он заключается?

— Тут опять стоит вернуться к стратегии выживания. Потому как неизвестно, что сложнее — переждать пиковую фазу или выжить после катастрофы. Мы в нашем клубе выживальщиков как раз больше готовимся ко второй фазе. Когда надо будет защищать жен и детей, ну и себя, соответственно. Сама идея клуба у нас родилась несколько лет назад (до этого были разрозненные группы). Многие понимают, что в период хаоса и мародерства, который, безусловно, будет, лучше действовать в составе подготовленных единомышленников, чем в одиночку. Мы проводим разные учения, очень часто просто собираемся в страйкбол поиграть (потому как эта игра наиболее приближена к реальным боевым действиям). Но выживальщики — народ специфический. И все это общение тоже воспринимают настороженно. Знаю, что каждый индивидуально готовит свой личный секретный план на случай ЧС.

Например, как уехать из города, погруженного в хаос. Это далеко не простая задача. Некоторые члены нашей организации каждый год вместо отпуска на море исследуют пути отступления в разных направлениях (самое популярное, кстати, в сторону Алтайского края). Берут внедорожник и едут не по обычным асфальтовым дорогам (они могут оказаться разрушенными полностью или частично), а через лес. Делают там запасы топлива и воды. Все отмечают на карте.

Алтайский край как магнитом притягивает выживальщиков со всех концов Земли.

— Не обижайтесь только на мой вопрос: но это не паранойя?

— Нет, это не паранойя и не другая какая-то фобия. Сами подумайте, ведь уже много лет наше государство (и многие другие тоже) тратит огромные деньги на поддержание систем гражданской обороны. Они что, по-вашему, тоже параноики?

* * *

Мне удалось попасть на очередной слет выживальщиков. Как и рассказывал Данила, это была игра в страйкбол (или, если хотите, мероприятие, замаскированное под страйкбол) в подмосковном лесу. Полевая кухня и все атрибуты военного учения присутствовали. Могу сказать, что уровень подготовки к чрезвычайным ситуациям у выживальщиков довольно высокий. В этот раз, например, они отрабатывали стратегию поведения в случае нападения на Россию войск НАТО. Карты, схемы, познания в области обороны страны меня сильно потрясли. Мой вопрос про 21 декабря вызывал дружный смех среди мужчин.

Кстати, женщин среди выживальщиков практически нет. Вообще здешний контингент меня очень удивил — серьезные небедные мужчины от 30 и выше. Все имеют семьи и детей. Есть среди них и работники банков, и известные айтишники. Даже пара чиновников присутствует. Но об одном персонаже хочется рассказать особо.

Дэвид некогда был полковником американских спецслужб. А изначально он эмигрант из Одессы в третьем поколении (его бабушка с дедушкой уехали в начале прошлого века на Брайтон-Бич). Дэвид участвовал во многих спецоперациях американских спецслужб (Афганистан, Ирак и пр.). А вот три года назад купил билет в сторону Москвы в один конец.

— Ушел в отставку и в США теперь наведываюсь только на Рождество. Там реально опасно оставаться, потому как это последнее место на Земле, где можно будет выжить, — убежденно говорит Дэвид. — Во-первых, из-за океанов. Все крупные города Америки находятся на побережье. В глубинке же — Оклахома, Аризона, климат сложный. Часто засухи, смерчи. Хотя это считаются самые безопасные регионы — все стратегически важные военные объекты расположены именно там. Во-вторых, число внешних врагов у США очень велико. Агрессивная политика государства никогда ни к чему хорошему не приведет.

— А в России что, более безопасно?

— Да. Хотя не везде, конечно. Вот Алтайский край — самое надежное, на мой взгляд, место. Там до любых океанов больше 3000 км. Соседняя граница с Казахстаном тоже относительно далеко. Да и приграничные районы не густонаселены. Так что ждать нападения с той стороны вряд ли стоит. Сама местность в Алтайском крае имеет оптимальный рельеф — относительно невысокие горы, много чистейших карстовых озер, плотность населения минимальная. В лесах много дичи, то есть добыть пропитание всегда возможно.

Дэвид долго еще расписывал преимущества наших российских просторов. Он и группа единомышленников регулярно наведываются в те края и уже вот-вот оформят договор аренды территории. Там они собираются строить свою базу. Конечно же, она будет подземная, но с наземными модулями.

— Надо думать о том, как выживать в разных условиях, — продолжает Дэвид. — Если, например, случится ядерная зима. Или же из-за извержения крупных вулканов небо покроется непроглядными, пеплосодержащими тучами, солнца не будет, и у населения Земли возникнут проблемы с источниками питания. Есть теория, что из-за такого вот извержения вымерли мамонты.

Но сейчас технологии позволяют выращивать культурные растения в искусственных условиях. Аквапоника — слышали вы что-нибудь о таком понятии? Нет? Это своего рода безотходная система, позволяющая выращивать рыб и растения в симбиозе. Очень перспективно, думаю внедрить такое в лагере выживальщиков. Так что тем, кто хочет выжить, есть над чем задуматься по-серьезному, а не слушать сказки про 21 декабря.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах