МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Как правильно поститься: традиции Великого поста

Смысл не в блюдах, которые вы едите, а в том, чтобы победить себя

Фото: Михаил Ковалев

Смысл Великого поста заключается не в том, что человек ест или от чего он воздерживается. В Евангелии, которое читается в предпоследнее воскресенье перед постом, Христос в притче о Страшном суде ничего не говорит о посте.

Он говорит, что в Царство Божие войдут те, кто деятельно помогал страждущим, нищим и убогим в течение своей жизни. В современной России это призыв особенно актуален. Даже в многомиллионной Москве немного найдется храмов, в которых постоянно кормят и одевают бомжей и нищих, навещают одиноких стариков и собирают деньги на лечение сирот.

Посты в христианской Церкви были установлены довольно поздно – в IV веке, когда христианство стало государственной религией, и Церковь получила возможность выстроить свою социальную структуру. Но Великий пост существовал и в первые века христианства как воспоминание о 40-дневном посте Иисуса Христа, когда после крещения на Иордане, перед началом своего служения он удалился в пустыню. Подражая Ему, первые христиане свято исполняли этот обычай.

Зачем нужен пост? Священник Александр Мень, трагически погибший в 1990 году, напоминал: “В последнюю неделю перед Постом Церковь вспоминает «первородный грех» человечества. Эта духовная катастрофа, постигшая людей на заре их существования, стала событием надвременным. Каждый из нас несет в себе «грех Адама», темный бунт своеволия, противления Творцу.

Люди связаны между собой как части единого организма «Адама». Он запечатлен «образом и подобием Божиим», и он же заражен недугом ложного самоутверждения. Церковь указывает на «грех Адама» у порога поста, ибо он есть корень нашего несовершенства. Вознесенный Творцом над природой, человек изменил своему призванию и в результате сам подпал под власть стихий. Теперь он может овладевать ими лишь внешне, через знания и науку, но ключ к подлинному торжеству духа — внутри нашего существа.

«Не думай о победе, если не победил себя», — гласит старинная мудрость. В природе тоже есть несовершенство, в ней господствует закон всеобщего пожирания. Отказываясь от животной пищи, человек противится этому закону и ставит дух выше тела. Таков смысл поста.”

Великим постом в православных храмах в будние дни служится литургия Преждеосвященнных даров, которая существенно отличается от литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого. «Каждая Евхаристия есть праздник, торжество, «пир духовный». В Церкви сложился обычай не совершать ее в покаянные, траурные дни Великого поста (кроме субботы и воскресенья). Но указанный обычай не должен был препятствовать причащению. Поэтому обратились к практике первых христиан — оставлять Св. Дары для больных и отсутствующих.

Во II веке диаконам и даже мирянам разрешалось относить часть евхаристической Трапезы домой, где верующие могли причащаться сами. Сначала такое домашнее причащение не сопровождалось никакими особыми обрядами. Читали только молитву Господню и исповедание веры. Но в VI веке антиохийский патриарх Север (ум. в 538 г.) ввел чинопоследование общенародного принятия Св. Тайн, освященных заранее. Так получила начало Литургия преждеосвященных Даров. На Западе, по преданию, она была введена святым Григорием, папой Римским (ум. в 604 г.), и доныне носит его имя. Совершалась она обычно вечером. После «входа» священник выносит на амвон свечу и кадильницу, возглашая:

Свет Христов просвещает всех!

Сама вечерня возникла вокруг ветхозаветного обряда возжигания светильника, обряда, который был переосмыслен и стал символом Христова Света. За этим следует чтение Слова Божия, начиная с первых глав Книги Бытия. В первые века массовые крещения приурочивались к празднику Пасхи, поэтому пост был периодом, когда для готовящихся к вступлению в Церковь читали и изъясняли Библию. Евхаристические Дары переносятся с жертвенника на престол (священник идет с ними через северные двери, а потом входит в открытые царские врата). Царские врата закрываются, произносится ектения «Исполним вечернюю молитву нашу...», и народ поет Молитву Господню, после чего следует причащение. Все чинопоследование этой Литургии тихое, умиротворяющее, покаянное.»

Первое воскресенье поста называется «неделей торжества Православия». Оно связано с воспоминанием о победе Вселенской Церкви над иконоборчеством (VIII век). Но праздник имеет и более широкий смысл, напоминая о деяниях Соборов, которые отстояли евангельское откровение. «Все великие ереси Востока посягали на самую суть его — учение о Богочеловечестве Христа. Арий утверждал, что он — Лицо тварное, только подобное Богу; несториане проводили грань между Иисусом-человеком и Логосом, Который, по их мнению, вошел во Христа лишь с момента крещения на Иордане; монофизиты и монофелиты, напротив, отрицали человечность Спасителя. Они были убеждены, что Божественное Начало поглотило в нем земное. И, наконец., иконоборцы, запретив изображать Богочеловека, фактически отказались от веры в реальность Воплощения. Проповедниками этих учений были выдающиеся подвижники, богословы, иерархи, имевшие широкий авторитет и власть, а иконоборчество более ста лет активно насаждалось императорами Византии. Поистине остается чудом, что Церковь смогла выдержать все эти внутренние смуты, распри и гонения.»

Середина Великого поста – Крестопоклонная неделя. Третье воскресенье поста посвящено Кресту Христову. Как и в праздник Воздвижения креста Господня, за всенощной на середину храма выносится изображение Распятия. Смысл этого обычая заключается в том, чтобы напомнить кающимся о спасительном даре искупления Христова. Человек, предоставленный самому себе, не в состоянии победить низшую природу и грех. Он нуждается в силе, которая вдохнула бы жизнь в омертвевшую душу.

«Греховная сила, — говорил Владимир Соловьев, — есть для нас нечто данное, неотразимое. Сам человек в своем разуме и совести доходит до признания этой греховности, он осуждает свою природу, но это отрицание не идет дальше мысли и поэтому оказывается ложным, ибо мысль, осуждающая действительность, но не могущая упразднить ее, является бессильною, нетвердою, неверною себе и в этом смысле ложною.

А для того, чтобы действительно на деле изменить и исправить греховную природу, необходимо, чтобы открылось в нас какое-то другое, действительное и потому способное действовать, начало другой жизни, сверх настоящей, дурной природы. Начало этой новой, лучшей жизни человек не может создать сам из ничего — оно должно существовать помимо нашей воли — мы должны получить эту новую жизнь. Как дурная жизнь природы не создается человеком, а дается ему от мира, так и новая благая жизнь дается ему от Того, Кто выше и лучше мира. Эта новая благая жизнь, которая дается человеку, потому и называется «благодатью».

Священник Александр Мень в одной из своих проповедей напоминал, что: «Христос, являясь Человеком, имеет с нами общую природу, но в то же время стоит над ней по Своему Божеству. От Его Креста изливаются потоки благодатной силы, которая укрепляет всех, идущих по Его крестному пути.»

Важным памятником раннего христианства стало «Житие Марии Египетской». В нем описывается древний обычай монахов Палестины уходить на время поста на 40 дней в пустыню. Иеромонах Зосима проживал неподалеку от Иерихона, одного из древнейших городов мира, в монастыре святого Герасима. Следуя уставу монастыря, он удалился на время Великого поста в пустыню. Там он встретил Марию, которой отдал половину своего плаща, чтобы прикрыть ее наготу. Он увидел, как во время молитвы она поднимается на локоть от земли, и цитировала чудесным образом узнанные ею тексты Священного Писания. Зосима попросил Марию рассказать ему о своей жизни. Рассказав ему о своей грешной жизни до ухода в пустыню, а она была до обращения проституткой, Мария попросила Зосиму через год вернуться и причастить её.

Через год только в Великий четверг, Зосима, взяв Святые Дары пошёл на берег Иордана. Там он увидел идущую по другому берегу Марию и думал, как она сможет перейти реку не имея лодки, но Мария пошла по воде, как по суше и подошла к изумлённому Зосиме, который причастил её. Мария попросила Зосиму через год прийти на первое место их встречи и потом опять перешла по воде через Иордан и удалилась в пустыню. По просьбе Марии Зосима вернулся ровно через год на место их первой встречи и увидел тело святой, лежавшее на песке. Благодаря Зосиме тело преподобной Марии Египетской было погребено. Это предание передавалось в устной форме до тех пор, пока не было записано в VII веке Софронием Иерусалимским. Служба пятой недели посвящена памяти святой Марии Египетской. Согласно преданию, она была раскаявшейся блудницей, которая сорок лет провела в Иудейской пустыне, искупая свои грехи. Ее образ стал символом глубокого и преображающего все существо покаяния.

Во время первой и пятой недели Великого поста в храмах читается покаянный канон святого Андрея Критского, помогающий кающимся вырваться из повседневной суеты. Каждый из нас знает, насколько сильны в нас привязанности к миру. Поэтому важно хотя на час или два в неделю вырваться из этих тисков, посетить храм и прислушаться к словам покаяннных молитв, которые не утратили для нас своей актуальности и сегодня.

Последняя неделя перед Пасхой называется Страстной. Она насыщена важнейшими событиями и поэтому мы постараемся уделить ей на страницах "МК" особое внимание и место.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах