Представители проекта «Соборность» (неофициальная организация, созданная, чтобы следить за новостями РПЦ во время пандемии) сообщили: только 13 мая 2020 года от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, скончались пятеро клириков. Это протоиерей Александр Гридунов (73 года), протоиерей Василий Александров (45 лет), протоиерей Алексей Пеньков (51 год), иеромонах Пётр Грибов (55 лет) и монах Вячеслав Пеленев (77 лет).
Между тем на официальном Telegram-канале Рабочей группы при Патриархе вчера сообщили только о двух смертях: Алексея Пенькова и Петра Грибова, хотя и у остальных клириков – согласно информации, которой поделились в социальных сетях их близкие – была диагностирована именно коронавирусная инфекция.
С чем связано такое расхождение «официальной» и неофициальной статистики, пока сказать затруднительно. Однако существует гипотеза, что священнослужители сами могут стремиться скрыть факт заражения своих братьев по вере COVID-19, поскольку это напрямую влияет на ритуал погребения.
– Не исключено, что некоторые монастыри и приходы стараются скрыть причину смерти священнослужителей и получить свидетельство о смерти, в котором не стоит диагноз «коронавирусная инфекция», - поделился своими соображениями Сергей Чапнин, бывший ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии». – Если умерший был инфицирован, то полагается хоронить в закрытом гробу и церемония прощания будет сведена к минимуму. И здесь с точки зрения церковной традиции возникает большая проблема: священников отпевают по особому чину и укладывают в гроб в полном священническом облачении.
Отказ от полного отпевания – это крайне болезненное решение. Многие испытали шок, когда увидели, как хоронили инфицированных священников в Москве. И это вполне понятная причина, по которой монастыри стремятся скрыт диагноз. Однако придется признать, что в результате таких манипуляций у нас нет и не будет объективной статистики по умершим от коронавирусной инфекции священникам и монахам.
Чапнин предположил, что всплеск смертей среди духовенства в последние несколько дней можно назвать «пасхальной волной»: в городах, где храмы не были в обязательном порядке закрыты на карантин, в течение Страстной недели прихожане собиралось на службы без необходимых мер предосторожности.
– Картина была бы максимально полной, если бы мы могли заодно посчитать количество зараженных прихожан и паломников. Но такой статистики, конечно, нет, и боюсь, что не будет, - добавил Чапнин.