— Что собой представляет прорванная дамба в Орске? Как она строилась?
— Это классическая обваловывающая дамба, выполненная в форме трапеции, — говорит Владимир Владимирович. — Она сделана из местных грунтов, которые привозили с карьера. Это гравий, галечник, песок, супесь. Все это отсыпали. Но для создания противофильтрационного элемента, чтобы вода не просачивалась в большом количестве через эту высокопроницаемую массу, укладывали суглинок или глину. Скорее всего — суглинок, так как глина в дефиците.
Как рассказывает эксперт, чтобы суглинок стал водонепроницаемым, его укладывали и уплотняли катками.
— Он располагался как ядро — посередине этого трапециевидного профиля. А по краям, с боков, были так называемые упорные призмы — верховая и низовая, которые были выполнены из сыпучих грунтов — гравия, галечника, песка. Такие конструкции высотой около 9-10 метров строили вдоль берегов, где шло понижение рельефа, чтобы защитить тех, кто проживал в этой низменной части.
Такое сооружение, как говорит гидротехник, должно быть очень надежным.
— Во-первых, надо расчистить основание, снять почву, уплотнить его, чтобы сопряжение этой плотины с основанием было надежным. Судя по кадрам, которые мы могли видеть, эта плотина приняла нормальный напор воды, перелива через гребень не было, а она разрушилась. В ней образовался проран — в месте контакта основания плотины с низовой ее частью.
По мнению эксперта, там могла быть какая-то неплотность. По всей видимости, строители в том месте недостаточно уплотнили грунт. Или основание как требуется не подготовили заранее.
— Там был фильтрационный ход, вода фильтровалась. Даже местные жители говорили, что обнаружили там просачивание воды со стороны низового откоса. Есть верховой откос со стороны реки, где напор, и есть низовой откос. Вот там местные жители и наблюдали просачивание. Когда уровень воды поднялся, фильтрация стала более интенсивной. Она стала выносить мелкие частицы, потом — более крупные, а следом и камни. И таким образом образовался проран, через который уже хлынула вода. Обрушился гребень. И — пошло-поехало.
— Как вам заявление генподрядчика о «грызунах, проточивших дырочку» в насыпной дамбе в Орске?
— Получается, что суслики виноваты в том, что пострадали десятки тысяч людей и остановлен нефтеперерабатывающий завод? Но зачем грызунам что-то делать в гравийных грунтах, где нет ничего питательного? Они любят мягкую почву, где есть гумус и всякие букашки-червячки. Но если, как говорит генподрядчик, виноваты грызуны, это указывает на ошибки строителей. Они не подготовили как надо основание, не сняли почву и стали сыпать на нее всю массу.
(Местные жители в соцсетях указывают, что у каждого «грызуна» есть имя, фамилия и отчество. — Авт.)
Как говорит гидротехник, при строительстве дамбы должен осуществляться авторский надзор со стороны проектировщиков.
— Когда строители выполняли работы, автор проекта должен был постоянно наблюдать, насколько качественно они все это делают. Был ли такой надзор в Орске — неизвестно. Решение о строительстве насыпной дамбы было принято в 2010 году. Прошло 14 лет. Геотехконтроль тогда еще не существовал.
Владимир Тетельмин напоминает, что мы строили самые крупные в мире плотины.
— Взять ту же Нурекскую плотину, которая была выполнена из тех же грунтов. Но она высотой 300 метров. И держит напор. Или Колымская плотина, куда я тоже ездил, обосновывал ее строительство, — она высотой 130 метров. С ней тоже все нормально, потому что сделано все было качественно.
— Дамба в Орске, согласно проектной документации, была рассчитана на уровень воды в Урале 550 сантиметров. А 8 апреля, например, уровень воды в реке достиг 892 сантиметров...
— Тогда были такие нормативы. Они рассчитывались исходя из максимальных осадков, которые были за все время наблюдения. А сейчас происходит глобальное потепление, количество испарений с поверхности Мирового океана увеличивается. Соответственно, увеличивается количество осадков. Надо менять нормативы, делать поправки. В прошлом году такую же дамбу прорвало в Приморье. Стихийных бедствий будет все больше. Надо принимать это во внимание.
— Насколько сложно будет восстановить дамбу?
— Прошла информация, что в Орск направили военных инженеров и 18 единиц специальной техники, — это самосвалы, бульдозеры, экскаваторы. Надо будет возить на дамбу грунт, увеличивать ее высоту. Образовавшиеся прораны засыпать крупным грунтом. Это надо было делать еще в самом начале. Можно было продвигаться по гребню и сбрасывать, сбрасывать грунт. Привезти как можно больше грунта, и все.
Эксперт считает, что сейчас надо создавать федеральную целевую программу по предотвращению паводков, ориентируясь на то, что происходит глобальное изменение климата.
— Надо пересмотреть нормативы для регионов. Особенно это касается Дальнего Востока, Западно-Сибирской низменности (ее площадь составляет 2,6 миллиона квадратных километров, границы: на севере — Карское море, на западе — Уральские горы, на востоке — река Енисей, на юге — граница с Казахстаном и горы Южной Сибири. — Авт.). Вода устремляется туда, где низменные отметки, а уходить ей некуда. Взять ту же реку Обь, которая течет по равнине. Она имеет малую скорость и не может унести в Карское море много воды, которая прибывает очень быстро. Река Урал тоже течет по равнине...
По мнению Владимира Тетельмина, также надо строго подходить к районированию, где можно строить, а где нельзя.
— Если есть угроза подтопления, надо перенести поселок на более высокую отметку. И никакого потопа не будет.