Полотна, на которых солдаты «с глазами узкими, но душой русской» сражаются, видимо, на фронтах Корейской войны, действительно находят отклик в русском сердце. Это такой переживший 1991 года соцреализм, настолько знакомый, что есть ощущение, будто на картинах изображены красноармейцы, дошедшие до Берлина. Но только оставившие надписи на Рейхстаге на корейском.
«МК» попросил оценить живопись КНДР с эстетической точки зрения художника позднего нонконформизма Игоря Новикова.
«Хорошая реалистическая школа. И я очень рад, что дружеский корейский народ рисует картины, отражающие историю, которую не вычеркнешь, как бы это не хотели сделать. Историю нашего народа-победителя, спасшего мир от фашизма», - высказал мнение Академик РАХ.
- Игорь Алексеевич, неожиданная популярность в России такой живописи, конечно же, обусловлена ходом спецоперации. Вы согласны с этим выводом?
- СВО – продолжение героического подвига борьбы с нацизмом, который снова поднимает голову. И братский народ, наши корейские товарищи, пришли России на помощь.
- К какой традиции восходит военная живопись КНДР?
- Это типичная Грековская школа (Митрофан Греков – основоположник советской батальной традиции, - И.В.). Студия Грекова. Марат Самсонов. Мастеров, рисовавших Великую Отечественную, у нас было очень много. А сейчас просто вместо лиц наших солдат мы видим корейцев. И это интересно. Со школой и с письмом у художников КНДР все в порядке. Молодцы.
P.S. Что ж, остается ждать полотен, рассказывающих, как корейские товарищи помогают освободить Курское приграничье. И на этом этапе согласиться с мыслью, что лучше воспетый в красках товарищ с автоматом, чем кей-поп. Но с Уорхолом горячиться всё же не следует.