Группа врачей объединилась в 2017 году для оказания услуг медицинского характера, в том числе ксенонотерапии. Суть процедуры – вдыхание смеси кислорода и инертного газа ксенон. Такая ингаляция успокаивает нервы, улучшает сон и работу мозга. Пациент спит, а за его состоянием следит аппаратура. Изначально учредители Рустам Горин, Александр Грошев и Михаил Скоропупов зарегистрировали фирму под названием «Клиника Спасение». Однако вскоре их привлекли к административной ответственности за предоставление услуг ксенонотерапии без лицензии. Тогда взамен одной клиники была создана другая – «Спасение Медикал», на баланс которой был передан терапевтический ксеноновый ингаляционный контур (с его помощью и проводилась процедура). Бизнес шел вполне успешно, пока во время сеанса в коттеджном поселке Барвиха не впал в кому 40-летний бизнесмен Тимур Клиновский - сын влиятельного миллиардера и брат зятя экс-премьер министра России Михаила Касьянова (признан в РФ иноагентом, внесен Росфинмониторингом в список террористов и экстремистов). Его госпитализировали, но спасти не удалось. По одной из версий, врачи могли отключить сигнал, который подает аппарат в случае, если состояние пациента ухудшается.
После этого случая в отношении учредителей, главврача Владислава Волкова и гендиректора Кирилла Холмогорова, который занимал этот пост лишь формально, а по сути был простым водителем, возбудили уголовные дела. Их обвинили в организации преступного сообщества и оказании группой лиц услуг, не отвечающих требованиям безопасности и повлекших смерть человека. Одинцовский суд признал всех виновными и приговорил к весьма суровому наказанию – от 12 до 15,5 лет лишения свободы с штрафами от 1,3 до 2,2 млн рублей.
Однако осужденные обжаловали приговор в апелляционной инстанции Мособлсуда. Они категорически отрицал организацию шайки. По их словам, клиника не была «ширмой» для ОПС, а работала в полном объеме, оказывая самые разные услуги, кроме ксенонотерапии. И на этой стадии им повезло – судьи сняли с врачей обвинение по статье 210 часть 1 УК, благодаря чему их сроки заметно снизились: от 3 до 4,5 лет колонии.
Но и это был не конец истории. Теперь уже представители обвинения и адвокаты семьи погибшего подали жалобу в Первый кассационный суд. Слуги закона настаивали, что вся структура клиники, смена ее названия и передача новому юрлицу аппарата для ксенонотерапии является доказательством того, что врачи действовали как шайка. Нашли в суде и другое противоречие – по новому законодательству врачей нельзя привлекать за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Однако им можно предъявить другое обвинение – в причинении тяжкого вреда здоровью или смерти по неосторожности, вследствие ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей. Все это вкупе заставило Первый кассационный суд отменить приговор и вернуть дело в апелляционную инстанцию Мособлсуда.