МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Монумент истины

На руках у солдата в Трептов-парке вовсе не немецкая девочка


Символ Победы СССР над Германией — немецкая девочка на руках у Неизвестного солдата в Трептов-парке. Ее прототип — дочь коменданта Берлина Светлана Котикова. Будущая актриса, позируя скульптору, не подозревала, что уже тогда сыграла свою главную роль. И что единственное мужское плечо, на которое она когда-либо сможет опереться, — из камня. “МК” воссоздал трагическую историю жизни Светланы.


Машина подпрыгивает на ухабах лесной дороги Ярославской области. В кустах — покосившийся самодельный указатель “Архангельское”. Среди макушек деревьев торчит часовня из красного кирпича. На опушке — двухэтажная церковь утопает в искусственных цветах. Ими украшено старинное сельское кладбище. Добираются сюда на службы редко и только деревенские, чаще на погост лесные звери забредают. “Неси меня, олень, в свою страну оленью”, — крутится в голове мелодия из единственного фильма “Ох уж эта Настя”, где наша героиня сыграла школьную учительницу. Вот и приехали.  

— А вы наш храм уже в фильме “Морфий” видели, — говорит настоятель отец Рафаил, который и сам попал в кадр Балабанова.  

Священник целыми днями молится за души своей бывшей жены Елены и ее сестры Светланы Котиковых — они похоронены рядом.  

— Свету даже собственная мать пережила. Ей ведь чуть за пятьдесят было, когда скончалась, — качает головой отец Рафаил. — Во время войны герой может человека из огня вытащить, но от судьбы, что нам уготована, никто не спасет…

Героем может стать и повар

— Мой тесть Александр Котиков долго молчал о том, какую должность занимал на войне — видимо, давал подпись о неразглашении. А когда сняли “гриф”, генерал сел мемуары писать, которые я расшифровал, правда, пока нигде не публиковал, — говорит отец Рафаил. — Всю войну он просидел на Белорусском фронте в болотах. Потом дошел до Берлина. Генерал должен был оставаться в “немецком” Кремле, а жена Надежда поехала рожать Свету в Россию, да по пути чуть не погибла — личный шофер за рулем уснул…  

Вернулась генеральская жена с девочкой Ланкой на руках и через год опять забеременела. Вторую дочь назвали Леной. А тут приказ главнокомандующего Жукова: Александра Котикова перебросить на Дальний Восток.  

— Надежда очень не хотела ехать. Она добилась аудиенции маршала и практически упала ему в ноги: “Только война закончилась, боюсь я остаться одна с двумя детьми”, — рассказывает отец Рафаил. — Тогда Жуков решил назначить Котикова комендантом Берлина. И эта должность была рискованной. Слава Богу, с моим тестем все обошлось. У нас Александр Котиков не очень знаменит, а в Германии о нем до сих пор помнят. В немецком языке даже появилось выражение “котикоф эссен” — так называют солдатский паек в память о пище, которой комендант кормил немецких солдат.  

Сестры мало что помнили из своей жизни в послевоенном Берлине: “Везде были страшные солдаты, бегали ободранные псы. Играть можно было только во дворе — детей коменданта должны были постоянно охранять”, — повествовала в своих дневниках Елена Котикова.  

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах