В ночь с понедельника на вторник на ТВ приходят иные.
Ангелы света, ночной дозор. Когда уже спят усталые студенты и насмотревшиеся любимых сериалов впечатлительные взрослые, появляются они — деятели искусства. Наши федеральные каналы отмеряют своей любимой аудитории по делам ее. Ночь понедельника почему-то избрана днем культуры. Кто не успел, тот опоздал, больше на неделе “духовку” практически уже не увидишь. Поэтому ловите свой шанс!
Сначала, ближе к 11 вечера, на “России” появляется Михаил Жванецкий. То, что он выступает в госэфире, уже подвиг. Не для Жванецкого, а для госэфира. Потому как иногда выкидывает та-а-кое — озноб по коже берет. И про президентов наших, и про Россию единую и неповторимую. Мы-то, убогие, с некоторых пор наивно подумали, что теперь про это уже ничего на голубом экране больше не увидим. Но Жванецкому почему-то можно, да еще и на госканале. Чудеса суверенной демократии!
После, когда дорогие телезрители видят второй или третий сон, в параллель на Первом выходит “Познер”, а на НТВ — “Школа злословия”. У Познера был Гарик Сукачев, а в “Злословии” — внучка Корнея Чуковского Елена. Вот это был пир духа! Нет сомнения, что посмотрели все это полтора человека. Может даже, начальники главных ТВ-компаний страны делают такие передачи специально для себя, любимых. Ну а все остальное, конечно, для народа.
Когда-то в перестройку “Взгляд”, “До и после полуночи” тоже уходили в ночь, но смотрело их как минимум полстраны. Время было такое, р-р-революционное. Сейчас все выверяется до микрона. Умникам отдано несколько часов в неделю. Ну кому они нужны — умники: одна тысячная аудитории, не более. А тогда взять эти понедельники да и отменить.
Кашпировский вернулся!
Великий и ужасный, теперь он опять здесь, с нами. На канале НТВ. Но, кажется, целитель опоздал. В той стране, которой уж нет, народ был еще не испорчен. Рявкнешь на него: “Слушай сюда! Считаю до десяти — и твои будильники должны зазвенеть!” Тут даже у тех, у кого не было энуреза, он появлялся, ну а потом, конечно же, проходил. Будильники звенели по расписанию. Двадцать лет назад люди были еще паиньками, и если им чего телевизор внушал по первой программе ЦТ, выполняли безукоризненно. Хотя разброс и шатания тогда уже начинались. Это привело к тому, что нет больше пророка в нашем отечестве. Ну, вернулся Кашпировский — и что?
Теперь на НТВ каждый сам себе Кашпировский. Вот Глеб Пьяных, например, из программы “Максимум” посмотрит так ехидно — и озорные огоньки в глазах видны. А пройдется по студии летящей походкой вприпрыжку, голову в плечи уберет — вылитый граф Дракула. Или в “Очной ставке” про педофилов частенько рассказывают. Куда уж тут Кашпировскому! Его место теперь занял травоядный Геннадий Петрович Малахов. Одному лягушку на животик, другому — подорожник на мягкое место: глядишь, к свадьбе все и пройдет. Вот он вылечит страну. А Кашпировский уже не страшный.
В кризис телевидение стало нетерпеливым.
Всего-то прошло три передачи на Первом “Южного Бутова”, а их — бац! — и уже заменили. Ровно то же произошло с “Отчаянными домохозяйками” на “России”. Сначала их, само собой, поставили в день, затем отправили в утро, а дальше пришла Каменская с новыми сериями и всех этих хозяек арестовала. А вместо “Бутова” на неделю раньше срока поставили американский сериал “Обмани меня”, да так и не поняли, что играются с огнем. В фильме специалист по физиогномии определяет, кто врет напропалую, а кто святее Папы Римского. Тут собака и зарыта. Если зритель освоит подобное искусство, будет ли он потом телевизор смотреть? Вот заглянет он в абсолютно честные раскосые глаза репортера, рассказывающего про “английские камни”, пеленгующие наших людей, и… не поверит. Или на диктора новостного внимательно посмотрит, как тот носом передергивает. Сразу же поймет, где туфта. Дальше — больше. В зрачках ведущего телезритель обнаружит не любовь к творчеству, а большие зеленые бабки да одну-единственную мысль: когда же это все кончится? Кто ухом не так пошевелит, кто подбородком — и вся его суть вылезет наружу. Да разве захотят люди такой телик смотреть?! Выбросит его за милую душу — и никакого тебе рейтинга.
Одно успокаивает: почти все, что по ТВ показывают, — ерунда, сказки и преувеличение. По лицу никак не прочтешь — подлец ты или молодец. А телевизор стоит выбросить в одном только случае: если наши завтра в футбол проиграют немцам. Типун мне на язык. Впрочем, и в этом случае телевизор будет не виноват. Ведь он всего лишь тупой и бездушный ящик.