У полосатой палки — круглая дата

Черно-белому гаишному жезлу исполнилось 70 лет

Современные водители больше доверяют светофору, чем инспектору с жезлом. А многие вообще не понимают, чего требует от них гаишник, выделывающий полосатой палкой странные жесты.
А этой полосатой палке, между прочим, 27 апреля исполнилось 70 лет. И она является законным символом власти инспектора ДПС на дороге. Накануне юбилея жезла мы встретились с ветераном Госавтоинспекции, который данной ему властью останавливал на дороге многих звездных персон. Но больше других нарушителей ему запомнилась молоденькая Алла Пугачева на красной “шестерке”.

Черно-белый жезл имел лишь одного предшественника — красно-желтой расцветки. Впервые в Советской России он появился в руках регулировщика осенью 1922 года. Но жизнь его была коротка — чуть больше десяти лет. В марте 1933-го применение жезла было отменено приказом НКВД. Хотя к тому времени на московских улицах было лишь 80 светофоров, так что большинство перекрестков приходилось регулировать в буквальном смысле вручную — с помощью жестов.
Что произошло в умах руководителей страны в 1939 году, история умалчивает, но факт остается фактом: вышел приказ о введении нового жезла, который получил новую расцветку — черно-белую (вроде как красно-желтая раскраска не была видна в темноте). Он и дошел до наших дней фактически в неизменном виде. Как делали жезлы из дерева, так и делают. Правда, в 1980-е годы появились пластиковые модификации, со встроенными лампочками и автономным питанием — наподобие гигантских фонариков. Их тоже используют, но, как правило, ночью.
Начальник смены 4-го отдела ДПС ГИБДД на спецтрассе Валерий Сергеевич Рыжов служит в ГАИ с 1971 года. Пообщавшись с ним, с сожалением понимаешь: мало осталось таких людей — доброжелательных, искренне преданных своему делу. “Я пришел по комсомольскому набору — тогда молодых людей приглашали на службу в ГАИ, — рассказывает Рыжов. — Потом закончил автомобильный институт, увлекся автоспортом, стал чемпионом ГАИ Москвы по зимним трековым гонкам”. Валерия Сергеевича в качестве каскадера приглашали в фильмы с погонями. На его счету — картины “Ночное происшествие”, “Огарева, 6”; в “Петровке, 38” Рыжов дублировал знаменитого Юматова. Разумеется, как и положено советскому человеку, снимался без отрыва от работы в ГАИ — в свободное от службы время. Но, несмотря на любовь к скорости, на столичных улицах Рыжов ПДД не нарушает. И другим не советует. А вот подучить Правила дорожного движения юным автомобилистам настоятельно рекомендует.
— Если раньше автомобиль приобретали люди состоятельные, в возрасте, умудренные опытом, то нынче много молодежи с иным менталитетом. Мы относимся уважительно к водителям, особенно к женщинам, — говорит Валерий Сергеевич. — Но иногда доходит до смешного. В народе хорошо знают жест “прижмитесь к обочине”. С остальными — проблема, хотя все жесты прописаны в ПДД. Общие принципы элементарны: жезл поднимается вверх (тем самым инспектор обращает внимание водителей), а затем идет регулирование — показывается направление движения.
Категорически не понимают столичные автомобилисты требования сотрудника освободить левую полосу движения (это делается для проезда спецтехники — пожарных, МЧС, “скорой”). Женщины обычно подъезжают к инспектору вплотную и спрашивают: а что от меня требуется?
За время работы Рыжов сменил добрый десяток жезлов. К каждому относился бережно, но без фанатизма. Гаишное поверье ни в какую не менять старый жезл на новый воспринимает с юмором — говорит, что не суеверный.
На вопрос, приходилось ли штрафовать знаменитостей, Владимир Сергеевич утвердительно кивает. “Наша служба подразумевает множество контактов и с профессорами, и с артистами. В принципе сотрудник ДПС должен быть интеллектуалом, чтобы вести диалог, правильно объяснить нарушение водителю, особенно если встречаются публичные люди. Я очень часто встречался со звездами. Останавливал, помню, Аллу Пугачеву, но давно, еще в молодости. Не помню даже, за какое нарушение тормознул ее”.
Какова судьба жезлов? Не откажутся ли от них гаишники в век современных технологий?
— Не откажемся, — отвечает инспектор по особым поручениям Управления ГИБДД Москвы Игорь Колосков. — Конечно, сейчас, когда в городе тысячи светофоров, регулирование жезлами используется лишь в экстренных случаях — когда электричество отключат (помните аварию на Чагинской подстанции?) или светофор сломается. Тем не менее каждый сотрудник Госавтоинспекции обязан уметь обращаться с жезлом — этому 6 месяцев учат в специальном центре подготовки. Другой вопрос, что далеко не каждый инспектор владеет им в совершенстве.
— Регулировщики, владеющие жезлом, могут в одиночку справиться с самыми сложными перекрестками. До начала реконструкции развязки на Соколе там, помню, постоянно ломался светофор. И на перекресток всегда ставили самого опытного инспектора. А молодежь и втроем может затор создать, — сетует инспектор ДПС Эдуард Флоренский.
Напоследок мы задали гаишникам каверзный вопрос:
— Как инспектора между собой называют жезл? Только честно.
— Так и называем — жезлом, — ответил Игорь Колосков. — А вы думали, палкой?.. Нет, мы свое орудие труда уважаем.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру