Например, последний действующий на сегодня паровоз серии ОВ 1905 года выпуска, который приручает в фильме герой Владимира Машкова. Причем актер справился со своей задачей так виртуозно, что после съемок из рук президента РЖД Якунина получил — абсолютно официально — удостоверение машиниста. Об уровне мастерства Машкова говорит и тот факт, что он научился готовить яичницу, разбитую на лопате, погруженной в 400-градусный жар паровозной топки.
Фильм рассказывает историю сержанта Игната, фронтовика, переброшенного сразу после войны машинистом в сибирскую глухомань — село Край, где обитают на вольном поселении те, кто по счастливой случайности не угодил в сталинские лагеря.
Мировая премьера фильма состоялась на фестивале в Торонто неделю назад. А два дня назад специальный показ устроили для жителей Одессы.
— Как мне сказали, премьеру специально устроили в кинотеатре “Москва”, чтобы столичным не было обидно, — с улыбкой рассказал Владимир Машков. — Зал был полный. Одесситы меня, конечно, очень порадовали: приходили из дома со своими стульчиками, чтобы устраиваться в проходе.
Рассказал актер и о том, как управлялся с грозным паровозом:
— У меня был прекрасный наставник — Паша Некрасов. Два метра чистого роста. Без него мне было бы не справиться, потому что задачи, поставленные режиссером и сценаристом, были очень серьезные. Край — это не только конец тайги, но и ее начало. И задача у меня в этих условиях была только одна — выжить.
В один из съемочных дней, неудачно сорвавшись в бурную реку и ударившись о камни, Машков начал в прямом смысле слова тонуть. Но помогли каскадеры — подкинули веревку.
— Я же всего этого не видел, вместе с оператором Клименко наблюдал за солнцем, — вспоминает режиссер. — Смотрю на Володю, он весь мокрый, закутанный в плед. И говорю: “Все хорошо, давай еще дубль”. И надо отдать ему должное, он не послал меня на три буквы, а ответил: “Буду готов через пять минут”.
С этим фильмом связано много занимательной арифметики. 107 раз переписывали сценарий. В экспедиции постоянно были заняты около 150 человек. На площадке говорили на четырех языках: литовском, английском, русском и немецком. Для съемок ровно на неделю полностью перекрыли дневное железнодорожное движение на участке Луга—Псков.
— Мне кажется, в фильме содержатся очень важные вещи. В моем герое есть то, что определяет нашу нацию. Мы — победители. И нужно как можно чаще напоминать этому миру свою к нему принадлежность. Мы существуем для уменьшения зла, — закончил Машков.