ЦДХ превратили в вагон

Открылась выставка номинантов Премии Кандинского

Комната видеонаблюдения из коробок? Храм из трехлитровых банок с одеждой? Колумбарий для воспоминаний? На выставке номинантов Премии Кандинского, независимой награды в области современного искусства, хватает тотальных инсталляций. В этом году экспозиция у куратора Андрея Ерофеева, которого, кстати, недавно судили за выставку, получилась очень гармоничная. Не обошлось и без политических комиксов, высмеивающих обвинителей и судей Ерофеева и Самодурова. Экспозицию оценил корреспондент «МК».
Открылась выставка номинантов Премии Кандинского
Фото: Маша Москвичева.

На втором этаже ЦДХ дует ветер. Это часть инсталляции Александра Бродского «Дорога». Двухъярусные полки как в поезде, откидной столик, стаканы в классических подстаканниках РЖД - так выглядит проект, претендующий на главный приз, одного из лидеров движения «бумажных архитекторов». Но самое главное, что его плацкарт трясется и гудит как в настоящем поезде. К чему это художник? Да все к той самой вечной теме «маленького человека», нестабильности баланса между прошлым и настоящим, обыденностью и метафизикой. Буквально за углом от «Дороги» тотальная инсталляция Марины Фоменко «Станция наблюдения». В коробках бесконечные архивы наблюдений. Но есть тут и наблюдательный пункт - веб-камера, которая выводит изображения на экран, установленный тут же. Современный человек всегда может оказаться под наблюдением, уверена Марина. А вот Андрей Кулешов и Михаил Иванов пошли дальше в своих размышлениях. Художники уверены, что цифровые системы хранения скоро «полностью структурируют накопленный опыт». Однако есть часть памяти, которую нельзя оцифровать. Именно она попала в их «Колумбарий», напоминающий огромный шкаф. Здесь вы найдете коробки, в которых хранятся останки застывших птичек и пчел. Голову Гагарина, сделанную из газет. Бумажные самолетики, упакованные словно бабочки. А вот Валерия Матвеева-Нибиру представляет шкаф, как дверь в потусторонний мир. Девушка нарисовала целую историю про маленькую героиню Леру, путешествующую по вселенным шкафа. Правда, в «Хрониках Нарнии» суть приключений была понятнее зрителям, которые явно ленились читать о приключениях Леры. Все потому, что современное искусство у нас вообще очень литературно. И чтобы правильно оценить работу, нужно прочитать концепцию. А иначе как бы вы догадались, например, зачем художница Ольга Трейвас сделала храм из трехлитровых банок? Ольга, архитектор из Санкт-Петербурга, объясняет: «Собираясь отнести старые вещи в церковь, многие люди кладут одежку в мешок, и она годами пылится в шкафах. Мы собрали эту ветошь и наполнили ею стены-банки». Причем в этом импровизированном храме есть даже крест. Он из пустых банок, его очерчивают банки с вещами. Вышло, кстати, очень эстетично.

 

ЦДХ превратили в вагон

ЦДХ превратили в вагон

Смотрите фотогалерею по теме

Не оторвать глаз и от инсталляции группы Recycle. Молодые художники сделали что-то вроде барочного минисобора в ЦДХ. Огромные витражи на стене. Только вместо святых там супермены, полуголые дивы, зеленые монстры. Перед ним мусорный бак с современной Тайной вечере. Она выглядит как переполох в офисе: все апостолы в пиджаках и с мобильниками. Так художники пытались показать, как образы из классического искусства можно использовать в современном арте. Супергерои комиксов в витражах - та замена святым, которую человек нашел в наши дни.

Отдельное место на выставке заняли резкие высказывания. Григорий Ющенко в ярких красках показывает, чем заняты на работе миллиционеры. Один делает бумажные самолетики из Конституции, другой давит прыщ рядом с трупом, третий рисует президенту рожки. Это наша «Волшебная психоделическая милиция», которую последнее время так обижают, вылавливая «оборотней». По соседству с милицией Ющенко нашумевший проект «Синих носов», из-за которого в Польше даже были беспорядки. «Пролетарский концептуализм» - серия фотографий голых мужчин и женщин, сделанных на коленке. Собственно это работа не про голых, а стеб над теми художниками, которые делают «произведения» тяп-ляп
.
Отдельное место на выставке посвящено фотографам, которых на этот раз представлено не мало благодаря влиянию Ольги Свибловой, члена экспертного совета. Среди них - Игорь Мухин, Александр Гронский и покойный Александр Слюсарев. Фотографии Сан Саныча, как называли все этого уникального фотографа, лидера «московской школы», удивительно поэтичны. Конкретны и абстрактны одновременно.

Кто заслуживает признания, теперь предстоит решить жюри премии. А результаты они обнародуют как всегда с помпой 9 декабря.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру