Добровольно-принудительный ГУЛАГ

Вдова Александра Солженицына рассказала о том, как работала над адаптацией книги для школьников

В четверг вдова Александра Солженицына презентовала сокращенное издание “Архипелага ГУЛАГ”, который уже в этом учебном году будут изучать все российские школьники. Из трех томов Наталье Солженицыной пришлось сделать один, ведь, по ее собственному признанию, полную версию книги школяры просто не осилят.

Вдова Александра Солженицына рассказала о том, как работала над адаптацией книги для школьников

— Александр Исаевич поручил эту работу мне. Он ее начинал, но это как отцу резать своего ребенка, — отметила Наталья Дмитриевна на презентации.

Солженицына рассказала, что изначально к ней поступали разные предложения по сокращению трехтомника. “Можно было просто собрать мозаику из судеб, и это было бы, наверное, интереснее для школьников. Но тогда бы потерялось понимание того, что это была система.

Поэтому я сохранила всю архитектуру произведения, все 64 главы, но каждую в той или иной степени сократила. Только три главы я урезала радикально”.

Работа над сокращением трехтомника заняла у Натальи Дмитриевны год. По ее словам, это не так долго.

— Приступила к работе я в августе 2009 года, а в декабре уже представила рукопись Минобрнауки.

Сразу же после окончания работы Наталья Дмитриевна отправила рукопись своим друзьям.

Именно они посоветовали вдове писателя присовокупить к тексту ознакомительный мини-словарь и пояснительные справки для школьников. “Друзья, мнению которых я очень доверяю, совершенно справедливо заметили, что многие современные школьники не знают, кто такие Киров, Каганович, Зиновьев. Прислушавшись к их словам, я составила памятку некоторых значимых имен, а также советских сокращений и выражений. Эта работа заняла у меня прилично времени, месяца два. Поэтому окончательный вариант книги был готов к печати только в мае 2010 года”.

Приказ о включении “Архипелага ГУЛАГ” в школьную программу был подписан еще в сентябре 2009 года. До этого же 11-классники в рамках уроков литературы знакомились лишь с двумя произведениями Солженицына: “Матренин двор” и “Один день Ивана Денисовича”. В этом же году, скорее всего, во второй четверти, к ним присоединится еще и “Архипелаг ГУЛАГ”. “Я вчера говорила с Фурсенко, и мы договорились организовать для учителей, которые не знают, как преподавать “Архипелаг ГУЛАГ”, семинар. Кроме того, будет выпущено методическое пособие”.

При этом пока неясно, смогут ли дети взять сокращенный однотомник в школьной библиотеке или его нужно будет покупать. Наталья Дмитриевна так прокомментировала ситуацию: “В региональных министерствах образования имеются бюджетные деньги. Приказать закупать на все школы сокращенную версию книги им никто не может. Но могут усиленно порекомендовать. Поэтому, если будет добрая воля комплектующих чиновников, с книгой сможет познакомиться каждый ученик”. Руководитель Департамента общего образования Минобрнауки Елена Низиенко пояснила, что рекомендовать к закупке эту книгу регионам будут в добровольно-принудительном порядке: “Раз книга включена в школьную программу, дети должны ее изучать. А изучать без наличия текста невозможно”.

Правда, учитель школы №57 Сергей Волков все же выразил опасение по поводу судьбы “Архипелага ГУЛАГ” на уроках литературы: “Прекрасно, что эта книга вышла. Но не нужно обольщаться: школы сейчас находятся в состоянии несвободы. Еще летом учителей просят вносить в план, что они будут изучать аж в феврале месяце. Кстати, по плану одиннадцатиклассники смогут подойти к изучению “Архипелага ГУЛАГ” только в феврале. Но все знают: в последние месяцы перед окончанием учебного года выпускники литературой не занимаются. Все учителя готовят детей к ЕГЭ по русскому языку”.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру