Большой стал богаче на 300 граммов золота

“МК” узнал, как идет реставрация главного светильника главного театра страны

Главную люстру Большого театра озолотили в буквальном смысле слова. И хотя ее вес 1860 кг, высота 8,5 м, а диаметр — 6,5 м, на всю реставрационную операцию ушло около 300 граммов золота. Этого, как утверждают художники, вполне достаточно.

“МК” узнал, как идет реставрация главного светильника главного театра страны
Детали люстры ждут скорой сборки.

В более или менее привычном нам виде главная люстра театра существует с 1863 года. Правда, освещался тогда Большой не электричеством, а газом, поэтому на люстре установили 408 газовых рожков. Через 30 лет смонтировали лампочки. И хотя люстру время от времени ремонтировали, столь масштабной реставрации она до сих пор не подвергалась.

Руководитель художественных мастерских Ирина Чаланова рассказала “МК”, как выполняется золочение. Предварительно поверхность очищают, обезжиривают и полируют. Затем наносится слой грунта, затем лак и только потом позолота. Золота на эту махину ушло порядка 300 граммов. А все потому, что сусальное золото — это лист, раскатанный до неимоверной тонкости — от 0,13 до 0, 67 мкм. Оно выпускается в виде книжки, в которой золотые листочки переложены папиросной бумагой. Весит каждая “книжка” 1,4 грамма. После того как золото уложили, его полируют ватой или марлей. Готовое изделие выдерживается перед эксплуатацией в течение 20 суток.

В Большом есть не только большая люстра. Фото: Кирилл Искольдский.

На наших глазах девушка-реставратор специальным ножом отрезает кусочек от листа сусального золота, подхватывает его кисточкой и кладет на нужное место. Листы кладут внахлест — 1,5—2 мм. Все на глазок, и все здесь зависит от опыта мастера.

А изделия из папье-маше — элементы декора зрительного зала — реставраторы золотят другим способом. В общих чертах заключается он в следующем. Сначала яичные белки “заквашивают”, выдерживая в особых сосудах. Особые бактерии превращают белки в клейкую смесь, т.н. полимент. Когда смесь дойдет до нужной кондиции, на поверхность изделия наносят грунт, затем сам полимент и только потом золото. И ровняют специальным инструментом с легкомысленным названием зубок — крючочек из агата. А называют его зубком потому, что раньше его делали из зубов волка или кабана.

Золотых дел мастер за работой. Фото: Кирилл Искольдский.

Не стоит забывать и про хрустальные подвески. Их пришлось сделать 13,5 тысячи штук из 24 тысяч хрустальных деталей люстры в целом. На многих из них были сколы, трещины. По возможности старые подвески не копировались, а восстанавливались. Мастера шлифовали сколы и полировали.

Работа над люстрой будет закончена к началу следующего года, ну а осенью 2011 года, как уже неоднократно говорилось, воссозданный Большой театр снова откроется.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру