У “Дяди Вани” появилась крыша

В день открытия “Мелиховской весны” всех пошлют на… скотный двор

С 14 по 21 мая состоится очередной, двенадцатый Международный театральный фестиваль “Мелиховская весна”. По традиции в афишу праздника входят спектакли только по произведениям Чехова или о Чехове. В этом году участниками театрального смотра станут 11 трупп из Плоцка (Польша), Любляны (Словения), Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Омска, Львова, Одессы, Липецка и Подмосковья. Чем они порадуют зрителя?

В день открытия “Мелиховской весны” всех пошлют на… скотный двор
Пикник в спектакле “Дуэль” не отличишь от настоящего.

Как рассказали “МК” в оргкомитете фестиваля, несколько творческих коллективов специально для “Мелиховской весны” подготовили премьерные постановки. Это старожилы и завсегдатаи праздника — Липецкий академический театр, Одесский русский драматический театр и Львовский национальный украинский драматический театр им. Марии Заньковецкой. Интересные версии Чехова везут в Подмосковье и гости из дальнего зарубежья. Так, изюминкой фестиваля обещает стать спектакль Люблянского театра “Платонов”, который уже отмечен наградой Словенской национальной премии.

Так открывается фестиваль. Фото: РИА-Новости.

Однако главная “фишка” театрального праздника в Мелихове ни для кого не составляет секрета. Всем известно давным-давно: что бы ни случилось, он состоится при любой погоде и начнется в пору цветения садов, что само по себе символично. Да, в усадьбе Антона Павловича спектакли играют на открытом воздухе, на фоне природы, в естественных декорациях. Сначала долгие годы роль театральных подмостков исполняла веранда дома писателя, ну а потом организаторы пошли дальше. Куда и зачем — узнаете сами. Если поедете смотреть “Мелиховскую весну”.

Впрочем, теперь у артистов и зрителей будет вполне надежная крыша, чтобы укрыть их от непогоды. В день открытия фестиваля в усадьбе запланирована презентация (не смейтесь, пожалуйста!) «скотного двора». На официальном языке — нового мемориального объекта на территории музея-заповедника, восстановленного в рамках глобальной реставрации «Мелихово». Эта просторная бревенчатая постройка внутри оборудована под камерный театр на 100 зрительских мест. Ну а снаружи… Смущаться не надо. Вспомним: сценическая деятельность великого Станиславского тоже началась со спектаклей, которые давались в каретном сарае в подмосковном имении «Любимовка».

Флигель, в котором была написана “Чайка”.

Кстати, о ней, об истории. Традиция играть Чехова в Мелихове началась в 1982 году, когда липецкие актеры впервые изобразили здесь «Чайку». Единичная акция переросла в ежегодные весенние праздники, а с 1999 года «Мелиховская весна» приобрела официальный статус международного фестиваля. Желающих поучаствовать в нем хватает. Однако заявки принимаются только от профессиональных творческих коллективов, которые готовы продемонстрировать свою приверженность чеховской теме.

При всей своей мягкости, как пояснили нам организаторы театрального форума, оргкомитет демократичен в формировании репертуарной политики фестиваля и ставит своей задачей показать все разнообразие жанров и прочтений произведений А. П. Чехова. Единственное условие, которому следуют организаторы,— на фестивале должна быть показана «Чайка» — пьеса, написанная в Мелихове. В этом году ее покажет Государственная филармония из Санкт-Петербурга для детей и юношества.

Уголок усадьбы.

Всего же за время существования праздника публике показали около 180 спектаклей, привезенных со всех уголков планеты, в том числе из театров Стокгольма, Брюсселя, Берлина, Лондона, Рима, Токио… Прошлогодний, юбилейный Мелиховский фестиваль, посвященный 150-летию Чехова, стал рекордным по количеству присланных на конкурс заявок. За 8 дней праздника было сыграно 17 спектаклей, ежедневно музей принимал около 700 посетителей.

Нынешний праздник, скорее всего, будет камерными и не столь масштабным. Вместе с тем — не лишенным милых домашних сюрпризов и радостей. Прежде всего расширится география фестиваля — спектакли будут показываться не только в усадьбе, но и в городах — в ближайших Серпухове и Чехове. Что, разумеется, привлечет новых зрителей. Кроме того, в фестивале примут участие сразу два подмосковных театра — Мытищинский «ФЭСТ» и «Чеховская студия» из Мелихова. Но если «ФЭСТ», самый известный театр области, в рекомендациях не нуждается, то о «Чеховской студии» нужно сказать отдельно. Ведь это первый и пока единственный в России профессиональный репертуарный театр, действующий на базе музея.

Режиссер В.Байчер.

— Соединение театра с музеем — вещь достаточно сложная,— поясняет Оксана Власова, сотрудник театрального отдела Мелиховского музея-заповедника.— В мире известны два наиболее успешных примера. Это театральный комплекс Шекспира в Стратфорд-на-Эйвоне и театральный центр Юджина О’Нила (штат Коннектикут, США). Они создавались по-разному. В Стратфорде, например, первым возник музей Шекспира, а уже затем развилась театральная деятельность. В центре О’Нила главенствовал театр, а музей возник как дополнение к услугам, которые предлагал театральный центр. Проще говоря, в Стратфорде театры являются частью инфраструктуры музейного пространства. В Коннектикуте несколько музеев входят в системообразующий для данного региона театральный центр как его структурные подразделения. При этом в Стратфорде есть два важнейших бренда — «Шекспир» (сеть музеев) и «Королевский шекспировский театр» (сеть театров).

Когда несколько лет назад зашла речь о продвижении связанных с Чеховым театральных проектов, руководством музея была выбрана именно модель Стратфорда. Планов насчет создания в Мелихове театрально-музейного центра, что называется, громадье. Реализована часть из них, но при этом сделано главное — в музее пятый год на постоянной основе функционирует профессиональный театр, в котором сформирован постоянный штат из 17 сотрудников. Руководителем студии стал режиссер, доцент ГИТИСа Владимир Байчер. В Мелихове он человек не случайный. Несколько лет назад засветился, проведя здесь Международную театральную школу великого актера Михаила Чехова. За Байчером в студию подтянулись актеры — главным образом молодежь, выпускники столичных театральных вузов. Первым серьезным спектаклем небольшой труппы стал чеховский «Дядя Ваня». Примечательно, что постановка полностью финансировалась музеем. Бюджет спектакля, понятное дело, был скромным, поэтому приходилось крутиться.

Это не просто катание на лодке, а сцена из “Дуэли”.

— Сложнее было с помещениями. Долгое время коллектив испытывал трудности с репетиционной базой. Работать приходилось на разных площадках. Сначала под нужды театра приспособили театрально-выставочный зал,— продолжает Оксана Власова,— но сейчас студии отдают большой бревенчатый дом (бывший «скотный двор»). Его восстановили на средства бюджета Московской области, выделенные в рамках подготовки в чеховскому юбилею. Сегодня в репертуаре «Чеховской студии» четыре спектакля: «Медведь», «Дачный театр Антоши Чехонте», «Психопаты», «Дуэль». Они отмечены наградами театральных фестивалей в Москве, Одессе, Таганроге, Кишиневе. Готовится премьера «Каштанки» в постановке начинающих режиссеров.

Однако наиболее сложный в режиссерско-постановочном смысле спектакль — «Дуэль». Выпущенный в прошлом году, он включен в программу нынешней «Мелиховской весны». Постановка изначально задумывалась как пленэрный спектакль, что актуально повсюду, однако режиссеру Владимиру Байчеру удалось большее — он нашел по-настоящему нестандартные новаторские подходы для зачитанного до дыр, многократно экранизированного произведения.

— Уникальность нашего положения здорово нам помогает,— убежден руководитель студии Байчер.— Возьмите «Дуэль» — достаточно сложный в техническом смысле спектакль, насыщенный спецэффектами. Начнем с того, что события повести развиваются на Кавказе, на море. У нас поэтому первое действие — все — происходит на воде, на берегу Мелиховского пруда. При помощи сотрудников МЧС мы соорудили здесь три деревянных понтона, соединили мостками. Половина спектакля разворачивается на этих понтонах, в нескольких метрах от зрителей, сидящих на берегу. Это пляж, разговоры, купание в «море», безделье, курорт. В какой-то момент наши герои подплывают «к залу» вплотную на лодке, чтобы выяснить между собой отношения (якобы без свидетелей), в другой сцене они садятся на лошадь и едут на пикник — лошадь живая, зовут ее Майка, пикник происходит у публики на глазах, можно почувствовать дым от костра — где еще можно увидеть такое? Второе действие происходит в избе. Во время антракта зрители успевают пройтись по усадьбе, поесть шашлыка, понюхать цветочки на клумбах и перебраться собственно в театр. Там в замкнутом пространстве разыгрывается сцена дуэли — с настоящими пистолетами, с настоящими выстрелами и с настоящей счастливой случайностью, когда из героев никто не погиб. Впрочем, лучше один раз увидеть…

Мытищинский театр «ФЭСТ» представит в Мелихове свой фестивальный спектакль «Рассказики А. П. Чехова» под занавес праздника 21 мая. Это музыкально-художественная композиция, в основу которой положены рассказы позднего Чехова. А четырьмя днями раньше, 17 мая, сценическое пространство «ФЭСТа» займет еще один участник мелиховского фестиваля — Омский государственный северный драматический театр со спектаклем «Нешуточки». Вот такой культурный обмен и «дружба домами».

Что касается усадьбы Антона Павловича, то презентация «скотного двора» (предполагается, что у здания будет второе название — «театральный двор») — не единственная отрада. На территории усадьбы Варенниковых, соседей Чеховых, сдано «под ключ» двухэтажное здание, внешне — точная копия загородного особняка конца XIX столетия. На втором этаже расположена гостиница на 14 мест, первый этаж оборудован для репетиций. Идеальное место для театральной школы, занятия в которой планируется начать уже летом этого года с серии мастер-классов для актеров и режиссеров, продюсеров, театральных менеджеров, балетмейстеров. Вести занятия в классах приглашены такие мэтры, как Хейфиц, Джигарханян, Михалков, Цискаридзе.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру