Чего только Марина Абрамович не делала за 35 лет художественной практики! В 1974 году ей принесла славу опаснейшая акция — художница предложила зрителем 6 часов подряд делать с ней все что угодно. И положила перед ними 72 предмета, которые могут причинить боль или удовольствие. Среди них были роза, нож, хлыст и даже пистолет! Пассивность Марины довела людей до безумной агрессии — на Марине резали одежду, кололи шипами розы, один взял пистолет и прицелился в голову, но нашелся другой, который забрал у него оружие. Когда Марина через 6 часов встала, чтобы уйти, люди кинулись прочь. Такие эксперименты только снятся психологам. В другой раз, когда на дворе стояли
Несмотря на все испытания и приключения, Марина в тонусе. Густые черные волосы, по-балкански суровые и красивые черты лица. В свои 60 она дает фору молодежи. Секрет — в тренировках терпения и выносливости, а еще в строгой диете. Перед каждой акцией Марина несколько дней питается только медом, орехами, кефиром и чаем. Добровольцы, которые повторят ее перформанс, готовились так же.
— Некоторые во время мастер-классов падали в обморок, а потом вставали и продолжали заниматься духовными и физическими практиками, — рассказывает «МК» директор арт-центра Антон Белов.
— Антон, какие перформансы оживят русские добровольцы?
— Один из них откроет выставку — двое обнаженных людей будут стоять в проходе, повторяя перформанс Марины и ее бывшего спутника жизни Улая. Каждый посетитель окажется перед этическим выбором: проходить сквозь обнаженных или обойти их? Но мне больше нравится перформанс «Сияние». Девушка будет сидеть на высоте двух метров в седле.
Ждет публику и премьера — новый перформанс-инсталляция, созданная в сотрудничестве художника с российскими и американскими учеными. «Нейронный эксперимент I» покажет, как измеряется активность мозга во время визуального контакта. В его основу легла последняя акция Марины, во время которой она пристально смотрела в глаза посетителям в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Оказывается, люди способны долго играть в гляделки — от большой любви или ненависти. Чтобы был контакт, доказывает Марина, нужна эмоция, искра, которой постоянно добивается художник во время своих экспериментов. Сделает зрителей соучастниками Абрамович и в Москве.
Словом, выставка ожидается невероятная. Как и сама ее главная героиня.