Излучения «инновации»

«МК» узнал, есть ли фавориты на премии современного искусства

В прошлом году рейтинг госпремии «Инновация» поднялся до таких высот, что в этом (3 апреля в арт-центре ArtPlay) церемонию вручения будут транслировать по одному из телеканалов. Правда, накал страстей на этот раз не тот, чем когда опальной «Войне» за 65-метровый «Х..» вручали награду. Но и сейчас на «Инновации» есть интрига. Кто из трех десятков финалистов получит кусочек призового фонда, который вырос вдвое по сравнению с 2011 годом и составил 3 млн. рублей? На открытие выставки претендентов на «Инновацию» побывал «МК».

«МК» узнал, есть ли фавориты на премии современного искусства

- Звучала критика, что у нас есть фавориты, - вдруг говорит куратор выставки номинантов «Инновации» Ирина Горлова. - Это не так. Если мы отдаем на работу Андрея Кузькина целый угол, это не значит, что мы его любим, а художника, который показывает только одну проекцию, не любим. Главное, чтоб все поняли, что хотел сказать художник.

К чему Ирина завела речь о фаворитах понятно: далеко не все работы можно уместить в небольшой выставочный зал ГЦСИ, так что большей части авторов пришлось ограничиться видеороликами о своих проектах. Пока не построили большой филиал ГЦСИ на Бауманской, проект которого недавно одобрил Президент, обделенным художникам остается только дуться, а организаторам «Инновации» изобретать новые способы экспонирования. В этом году компактным размещением номинантов занялся архитектор Сергей Ситар.

- Я разделил пространство на 10 секторов. Они работают как мнемонические якоря: эксперимент помогает выстроить в голосе комплексную картину, сделать слепок сегодняшнего состояния искусства, - объясняет архитектор свою концепцию.

Чтобы оценить «комплексную картину», зритель нужно встать в центр зала. Тогда становится понятно, что длинные черные принты, на которых рассказывается о каждом из 25 проектах участников, на самом деле …лучи! Они рассекают пространство зала и создают десять треугольных отсеков, где и размещены проекты художников. Вернее, их части. В одних только видео с выставок проецируется на стены. В других висят картины. Эффектно смотрится отсек с черно-белыми холстами Валерия Чтака, который претендует на победу в номинации «Новая генерация». Среди остальных картин выделяется гигантское (во всю стену) изображение Смерти – в зубах у черепа сигарета, а за спиной швабра. Другой отсек заставлен металлическими ящиками, в которые художник Андрей Кузькин замуровал все свои вещи! Картины, компьютер, бытовая мебель, документы и даже волосы – все уместились в 59 ящиков. Этот «опыт символической смерти», как называет свой эксперимент Кузькин, сейчас претендует на звание «Лучшего произведения визуального искусства».

Проект одного из конкурентов Андрея – бурятского художника Витас Стасюнасу – занял особое место на выставке. Организаторы воссоздали целую комнату из его инсталляции «Ордер». На белых стенах инталляции-квартиры видны следы от мебели, икон, часов… От хозяина, видимо, пожилого человека, теперь остались только одинокие гвоздики, тут и там вбитые в стены, и куски оборванной электропроводки… Что случилось с хозяином: получил ли он ордер на новую квартиру или на арест?

Жаль, что многие интересные проекты остались в тени. Например, революционный (в смысле взаимодействия искусства с неподготовленным зрителем) проект Марины Звягинцевой и Юрия Самодурова. Они сотворили в новом центре Москвы, в Южном Бутово, целый парк современного искусства – объекты разместились в строительных вагончиках, в прудах и рядом с детскими площадками. У «Спального района», пожалуй, один сильный соперник в номинации «Лучший кураторский проект». Это Виктор Мизиано, который собрал 35 художников, чтобы понять, «возможно ли в эпоху омассовленной коммуникации вести разговор адресно, интимно, исповедально».

Только два победителя «Инновации» уже известны. По традиции имена лауреатов номинаций "За творческий вклад в развитие современного искусства" и "За поддержку современного искусства России" – называются заранее. Получат 600 тысяч рублей и диплом «За творческий вклад..» художники-концептуалисты Игорь Макаревич и Елена Елагина, не раз представлявшие Россию на Венецианской биеннале. А Зураб Церетели, президент Российской академии художеств, отдавший личные мастерские под залы Московского музея современного искусств, унесет диплом «За поддержку…».
 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру