На данный момент таких проектов существует минимум три. Первый — подготовленный еще в 2008 году компанией АФК «Система», а точнее ее отделением «Система Масс-медиа», отвечающим за медиаактивы компании. По нему предполагалось провести слияние «Ленфильма» с питерским отделением студии «RWS» («Всемирные русские студии»). Правда, перед этим продав или поменяв специализацию нескольких объектов, принадлежащих студии, а сами павильоны переместив из центра города, с Каменноостровского проспекта, ближе к Черной речке.
Кинематографистов подобные планы не устроили. В прессе стали появляться категоричные заявления, предостерегающие руководство страны от поспешных решений, которые, по мнению ленфильмовцев, могут привести к потере киностудии. А наибольший резонанс получила встреча в Петербурге Александра Сокурова и Владимира Путина в октябре прошлого года, вскоре после вручения режиссеру «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля за фильм «Фауст». Во время той встречи Путин пообещал взять ситуацию с «Ленфильмом» под личный контроль.
С тех пор к концепции, представленной АФК «Система» добавились еще две — совета директоров «Ленфильма» под руководством бизнесмена Эдуарда Пичугина и администрации Санкт-Петербурга. Но все они, как отмечают члены Общественного совета «Ленфильма», включают в себя планы продажи того или иного имущества киностудии.
В планы кинематографистов входит добиться для «Ленфильма» статуса предприятия особого значения, которое в силах претендовать на определенную поддержку государства. Как в виде прямых дотаций, так и льготных условий кредитования.
— Нами было принято решение о создании своей собственной концепции, которая будет готова к середине мая. Мы постараемся сделать ее максимально приближенной к нынешнему материально-техническому состоянию студии. Так как все акции студии принадлежат государству, вполне логично было бы обратиться именно к нему с просьбой о возможном выделении льготного возвратного кредита, — заявил Андрей Сигле.
Кроме того, на пресс-конференции была озвучена идея о создании при «Ленфильме» продюсерского центра, который бы занимался не только привлечением средств, но и организацией производства художественных фильмов.
Как дал понять Александр Сокуров, речь идет о «не коммерческом кинематографе... Мы говорим о студии, которая будет заниматься именно искусством кино».
— Наша позиция едина: мы требуем профессионального решения всех проблем, связанных с «Ленфильмом»: экономических, социальных и культурных, — сказал режиссер.