Пока президент ММКФ готовился к открытию
«Мы, начинающие кинематографисты, студенты и выпускники ведущих киношкол страны, обращаемся к Вам как к наиболее значимой фигуре в отечественном кинематографе...
...В последнее время мы все чаще становимся свидетелями тенденций, наметившихся в наших образовательных и фестивальных структурах, способствующих пропаганде и распространению кинематографических произведений, несущих безнравственность и пошлость, вызывающих отвращение к нашему кинематографу, народу и всему Отечеству, произведений, выполненных без какого-либо понимания профессии и осознания социальной ответственности перед обществом».
Здесь прекрасно все: лизоблюдство в обращении к Михалкову; слог пожилых депутатов Санкт-Петербургского отделения партии КПРФ; патриотизм, обозначенный прописной буквой — так, чтобы ни у кого не осталось сомнений в его полном отсутствии у авторов письма. Но напряжение, как в лучших фильмах Хичкока, нарастает с каждым абзацем:
«Многие авторы, особенно это касается документального кино, открыто издеваются над больными и убогими героями своих фильмов, над нравственными и духовными ценностями...
...Казалось бы, это дело конкретных авторов. Но существует странная, пугающая закономерность. Организаторы ведущих студенческих и молодежных фестивалей при отборе и составлении программ отдают таким фильмам наибольшее предпочтение, предоставляя самые посещаемые зрителями вечерние часы и престижные площадки...»
Стоит отметить, что авторы этого анонимного доноса (сообщается, что под открытым письмом оставлена 61 подпись, но имена авторов держатся в тайне) выбрали максимально правильного адресата. Чего только не приходилось слышать из уст Никиты Сергеевича о неэтичных журналистах, предвзято судящих новые российские фильмы, и недобросовестных кинематографистах, снимающих «чернуху» в расчете на внимание международных кинофестивалей. Ловко подхватывая тему, обозначенную верховным главнокомандующим, студенты, называющие себя кинематографистами, продолжают письмо спекуляцией посильнее кадров с водкой и бомжами из российского арт-хауса:
«...картины, несущие нравственные ценности и положительные эмоции, снятые по всем канонам киноискусства, дающие свет и надежду, убираются организаторами на задворки фестивалей или вовсе не проходят конкурсный отбор. О призовых местах таким фильмам говорить вообще не приходится...
...Аналогичная ситуация складывается и при формировании пакетов фильмов, отправляемых на международные кинофестивали. Причем зачастую решение об отправке конкретного фильма принимается даже не коллегиально, а одним конкретным человеком. Нам хорошо известно, что именно „чернуху“ про умирающую Россию так жаждут видеть в Европе...
...В более глобальном смысле такие явления окончательно разрушают культурные основы нашего общества, подрывают доверие к кино как к искусству, открыто влияют на формирование вкусов и ценностей будущих поколений кинематографистов и деятелей культуры в целом».
Ни одному профессиональному кинематографисту не нужно объяснять, что не бывает кино (и искусства в целом) нравственного и безнравственного. Есть кино талантливое и не очень. Как ни один серьезный отборщик не даст соврать, что подавляющая, да что там — ужасающая масса выпускников ВГИКа абсолютно бездарна. Виноваты ли в этом сами студенты, чьи дипломные работы за редким исключением такие же кондовые, как их открытые письма? Или преподаватели, не сумевшие, кроме профессиональных навыков, привить им самое главное — чувство свободы и стиля? Поди разберись.
Так уж получилось, что ВГИК, считавшийся когда-то чуть ли не единственным уголком небывалой вольности в Советском Союзе, в свободной России взял на себя роль символа всего самого гнилого, что было в СССР.
Но едва ли здесь есть повод для беспокойства. Это раньше из подобных студентов могли бы вырасти цензоры, стукачи и посредственные ремесленники, стругающие лучезарные фильмы про ударников социалистического труда к очередному государственному празднику. Сегодня же эпоха союзов и фондов, разбазаривающих остатки государственных денег на поддержку якобы социально значимых и прочих невыносимых фильмов, стремительно движется к закату. А единственный способ беспомощным режиссерам хоть как-то обратить внимание на себя — опубликовать обличительное письмо.
Что же, как минимум в прагматизме будущим звездам кино никак не откажешь. Ведь куда проще клянчить деньги, пожаловавшись на чужой успех, чем написать собственный стоящий сценарий.