Неприкладная идеология

Арт-сезон открыла выставка с идейным подтекстом

Во Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства, где когда-то заседал важнейший орган государственного управления Совет министров РСФСР, вернулись символы тоталитарного режима — портреты Ленина. И в тоже время здесь появились абстрактные картины и концептуальные работы, которые в СССР неприменно признали бы антисоветскими. О том, что происходило в искусстве в Стране Советов и в Польше после войны до перестройки, рассказывает выставка коллекции пана Петра Новицкого. «За железным занавесом» — центральное событие «Фестиваля коллекций», организованного Государственным центром современного искусства.

Арт-сезон открыла выставка с идейным подтекстом

Металлоискатель пищит без перебоев у входа в здание ВМДПНИ— гости валом идут на выставку «За железным занавесом. Официальное и независимое искусство в Советском Союзе и Польше 1945-1989». Их встречает двухметровый объект, составленный из всевозможных геометрических фигур и увенчанный стрелкой с надписью «выставка». Когда-то эта скульптура приветствовала гостей галереи на Малой Грузинской, 28 — одном из немногих мест, где могли в советское время выставиться художники неофициального искусства, такие как Илья Кабаков, Владимир Немухин, Эдуард Штейнберг или Борис Бич. Именно туда в свой первый визит в Москву в 1987 году отправился Петр Новицкий — основатель первой (!) частной галереи современного искусства в Варшаве. Уже тогда у Новицкого начала складываться крепкая коллекция польского современного искусства — надо думать, ведь его галерея, открытая еще в 1977 году (!), была чуть ли не единственным частным арт-пространством на весь «восточный блок». Попав в Москву, коллекционер принялся с энтузиазмом гоняться за работами художником андеграунда. Но вместе с тем, покупал и адкадемический соцреализм — портреты вождей, эскизы к монументальным идеологическим панно. Тогда, накануне перестройки, никто не понимал зачем...

За железным занавесом

За железным занавесом

Смотрите фотогалерею по теме

— Мне было интересно зафиксировать разное искусство, которое существовало в одно время и в одних условиях, — с почти стертым акцентом говорит коллекционер, элегантный невысокий мужчина в галстуке-бабочке. — У одних художников были свои мастерские, путевки в дома отдыха, доступ в магазины, где можно купить холсты и краски. У других — все наоборот. Если ты не был членом союза художников, то ничего не мог купить, не мог работать. В тоже время в Польше такого расслоения не было.

Не было в Польше не только расслоения, но и явного андерграунда, ведь без конформизма не может быть нонконформизма. Хотя протестные высказывания, особенно в 80-е, в период правления генерала Войцеха Ярузельского, появлялись. И все же большинство польских авторов, среди которых такие фигуры, как Катажины Кобро, Владислава Стшеминьского, Тадеуша Кантора и Романа Опалки, увлеченно осваивали возможности цвета, форм, линий, изгибов и текстуры, словом, занимались жестким формализмом. Абстрактных работ поляков на выставке «За железным занавесом» — бескрайнее море.

У нас подпольное искусство существовала только в 1949-55 годах, — рассказывает пан Новицкий. — Это чувствуется в экспозиции: на весь соцреализма всего три нефигуративные картины русских художников, в то время как у поляков — сплошь абстрактная живопись. Собственно, я хотел показать эту разницу.

Всего на выставке «За железным занавесом» — 122 работ 74 художников. В одном из разделов экспозиции, в зале «Торжество идеологии», где представлена основная часть соцреалистических работ, не больше 15% абстракций — как и предписала в 1960 года директива Секретариата ЦК ПОРП (Польской объединённой рабочей партии). Впрочем, по большом счету процентную долю абстрактного искусства на выставках никто в Польше не считал, потому его и народилось так много. Его можно подробно изучить и сравнить с неофициальным отечественным искусством в разделах «Абстракция», «Второй авангард», «Трансформации», «Знак и значение», которые и занимают основную часть проекта. Зрители смогут заняться вычислением «процента свободы» за железным занавесом до 8 октября.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру