Музей наполеоновского размаха

«МК» узнал, как строили уникальный выставочный павильон 1812 года

История этого музея насчитывает сто лет. Музей войны 1812 года был задуман еще при Николае II — в царской России даже успели собрать приличную коллекцию артефактов, но революция не дала довести дело до конца. В наше время за проект снова взялись — и вот к 200-летию победы в Отечественной войне, которое отмечается с небывалым размахом, музей готов. Суперсовременный выставочный павильон возвели в двух шагах от Красной площади — во внутреннем дворе Исторического музея. Уникальный архитектурный эксперимент и постоянную экспозицию музея осмотрел «МК».

«МК» узнал, как строили уникальный выставочный павильон 1812 года
Так выглядит первый этаж музея.

На объекте федерального значения «Государственный исторический музей (ГИМ)» царит поистине боевая обстановка... Музейщики ждут премьер-министра Дмитрия Медведева, который должен открыть новый, но долгожданный музей.

Музей войны 1812 года — инновационный «музей в музее», построенный между двумя старинными зданиями, памятниками архитектуры, — бывшей городской Думой (оно же — бывший музей В.И.Ленина) и Монетным двором. Выставочный павильон уже готов распахнуть свои двери широкой публике.

Пушки, награды, мундиры, оружие, карты — в экспозиции музея войны 1812 года больше двух тысяч уникальных экспонатов времен Наполеона и Александра I. У каждого — своя история, полная интриг и приключений. Чтобы экспонаты заговорили, в каждом зале установлены всевозможные мультимедиа... Но давайте обо всем по порядку, ведь музей интересен не только своим содержанием, но и своей столетней историей, а главное — технологией строительства.

Сто лет раздумий

Еще в начале ХХ века столичный градоначальник великий князь Сергей Александрович предложил к 100-летию победы в Отечественной войне создать отдельный музей, где бы хранились все артефакты. Для реализации идеи был организован специальный комитет, в который вошли не только русские, но и французы. Начался сбор экспонатов — сотни предметов подарили будущему музею потомки участников войны. Собрали средства на возведения музея — его собирались открыть прямо на Бородинском поле. На месте легендарного сражения начали возникать всевозможные памятники. Их количество исчислялось уже сотнями, когда градоначальник решил вмешаться и наложить запрет на хаотичную застройку Бородинского поля. Тем не менее комитет по созданию музея продолжил работу. Он просуществовал вплоть до 1918 года.

Идея открытия музея 1812 года возродилась за несколько лет до 200-летнего юбилея Отечественной войны. Еще раньше остро встал вопрос о расширении выставочных площадей Исторического музея, где хранится самая крупная в стране коллекция артефактов войны 1812 года, в том числе и те самые раритеты, собранные музейной комиссией в начале ХХ века.

Музей наполеоновского размаха

Музей наполеоновского размаха

Смотрите фотогалерею по теме

— В 2006 году ГИМ представил на коллегии Минкультуры эскизный проект по перекрытию внутренних дворов музея, — рассказывает директор Исторического музея Алексей Левыкин. — Двор между зданием городской Думы и Монетным, где теперь находится музей, тогда использовали как склад. С 1960-х там был трехэтажный переход, через который сотрудники могли попасть из одного музея в другой. В 2009 году оргкомитет по празднованию 200-летия победы в Отечественной войне включил идею создания музея в программу празднования. А главное — в бюджет юбилейной федеральной программы.

Цену вопроса определили быстро — около 400 миллионов рублей. В итоге на музей ушло 418 млн руб. Началось сложнейшее проектирование павильона — архитектурный эксперимент!

— Самое важное было сделать павильон без ущерба для исторических зданий. И тщательно отреставрировать фасады, которые и образовали естественные стены «музея в музее», — рассказывает директор ГИМ.

Два года потребовалось команде мастерской № 14 из Моспроекта-2, которой руководит архитектор Павел Андреев, чтобы создать уникальный проект и пройти все комиссии и согласования, — при любви столичной власти к бумажной волоките не так уж и много. Строительство и реставрация стен бывшей городской Думы и Монетного двора начались год назад — больше 750 рабочих круглосуточно трудились в три смены, чтобы воплотить проект в жизнь. И вот он готов.

Теперь небольшой дворик превратился в полноценный двухэтажный выставочный павильон — с тепло- и гидроизоляцией и системой температурно-влажностного контроля.

Глядя на светлое вытянутое помещение музея, и не скажешь, что оно лишь 11 метров в ширину и 89 метров в длину. Полы двухэтажного павильона выложены светло-серым мрамором. Потолок светится большими квадратными светильниками. Свежеотреставрированные стены исторических зданий от музея войны 1812 года отделяет слегка тонированное стекло. Самое удивительное, что павильон никак не соприкасается со стенами памятников архитектуры.

Этажерка на сваях

— Строительство этого павильона между зданием конца ХIХ века, где располагалась сначала городская Дума, а потом музей Ленина, и Монетным двором, существующим здесь с XVIII века, нам разрешили только при условии, что мы не будем касаться зданий, — рассказывает замдиректора ГИМ по капремонту и реставрации Игорь Митичкин. — Потому музей решили сделать по принципу этажерки. Буронабивные сваи забурили на глубину от 8 до 12 метров, — продолжает г-н Митичкин. — Причем они находятся на относе от зданий на полметра, чтобы никак не затронуть исторические фундаменты.

Принцип музея-этажерки прост по идее, но сложен по воплощению: на сваи положили плиту толщиной 500 миллиметров, на нее поставили прочные колонны, затем, чтобы создать второй этаж, снова положили плиту, а на нее — опять колонны. Под крышей, покрытой мягкой кровлей, сделали чердачное помещение, где расположили техническую часть. А на крыше установили специальную систему снеготаяния:

— Снег будет таять от электрических проводов слабого тока. Так что нам сугробы не страшны! — поясняет Митичкин.

Отдельного рассказа заслуживает сложная реставрация. Убрав трехэтажный переход между музеем Ленина и Монетным двором, построенный в 60-х годах, перед специалистами открыли стены музеев — веками их облик менялся.

— Это хорошо видно на стене бывшего Монетного двора, здания XVIII века, над которым в ХIХ веке появился еще один этаж. Дело в том, что раньше окна прорубались по мере необходимости. Поэтому вы видите так много заделанных проемов — при реставрации мы решили оставить только те окна, которые существовали в XVIII веке. Заделали арку, которая была сделана в стене Монетного двора. Так что здесь выставка не только предметов войны 1812 года, но и результатов тщательной реставрации зданий...

Стены даже хотели подсветить, но потом решили, что это отвлечет зрителей от главного — выставки, посвященной Отечественной войне. Проект экспозиции был сделан заранее. Поэтому строители смогли точно подвести к каждому экспонату необходимые коммуникации и электронику. Всего в музее 900 кв. м подвесочных площадей — они вместили в себя лишь часть всех раритетов, которыми обладает ГИМ.

Один трон на двух императоров

Между витрин и сенсорных экранов без устали носится высокий мужчина в пиджаке — Виктор Безотосный, куратор музея, историк и писатель. Каждый предмет на выставке он знает как свои пять пальцев. Она построена по принципу зеркала: справа артефакты, связанные с Россией, слева — с Францией.

— Большая часть вещей не показывалась или выставлялась когда-то по отдельности на разных выставках, а сейчас собрали картину того времени, той эпохи. Зал, который был посвящен войне 1812 года, № 28, — самый большой в Историческом музее — сейчас разобран. Его экспозиция — лишь 1/8 от того, что мы видим здесь, — рассказывает куратор.

Погружение в эпоху начинается в новом музее с центрального зала на первом этаже, сплошь увешанного большими экранами. На них транслируется фильм Александра Сокурова, который режиссер снял специально для музея. По задумке, фильм должен настроить посетителей на нужное настроение, подготовить к эпохе, в которую зрителям предстоит окунуться.

Имперский дух времени передает экспонат, встречающий публику в первом зале.

— Это трон, сделанный для Александра I в 1817 году в честь пятилетия победы русских войск над Наполеоном, — говорит Безотосный. — У Наполеона был такой же, даже два, только с буквой «N». Идея и вид трона принадлежат Пьеру Фонтену и Шарлю Персье, знаменитым французским архитекторам, родоначальникам стиля ампир, создателям Триумфальной арки.

Знаменитые архитекторы и декораторы обновили для Наполеона множество дворцов, в том числе убранство Мармезонского дворца, который так любила Жозефина. Пьер Фонтен был правительственным архитектором, но это не помешало творческому тандему французов переписываться с Александром I. А когда Наполеон был повержен, именно они готовили парады в честь русского императора и его войск.

Портрет Александра I складывается из множества лиц — его царствующих по всей Европе родственников. Характеристику русского императора продолжают вещи, принадлежавшие ему. Например, Новый Завет, который подарила новорожденному внуку Екатерина Великая. Или коллекция орденов, которые он получил при рождении. Об отце Александра — Павле I, убитом в результате заговора, напоминает его мундир.

В другой части зала — биография Наполеона в артефактах. Самый раритетный экспонат — сабля, которую Наполеону вручили за египетский поход. В 1814 году, когда его удаляли на остров Эльба, Наполеона сопровождал русский комиссар, генерал-лейтенант Шувалов. По дороге на поверженного императора хотели совершить покушение. Чтобы сохранить жизнь Наполеону, Шувалов отдал ему свой плащ вместо шинели. В благодарность Наполеон подарил эту саблю Шувалову. На этом история сабли не закончилась: в годы Гражданской войны имение Шуваловых было разграблено, и этой саблей воевали красноармейцы. Потом она попала в Музей Красной Армии. А оттуда — уже в Исторический музей.

Затем мы попадаем в мир карт — они хорошо иллюстрируют провальные для нас и всей Европы кампании 1805–1807 годов. После этого вся Европа превратилась в государства-сателлиты Франции. А Наполеон раздавал европейские престолы своим родственникам. Среди прочих карт выделяется одна, самая масштабная и подробная карта России того времени — столистовая. Она занимает целую стену. На ее фоне выставлена небольшая копия части этой карты, сделанная французами.

— То ли французы выкрали гравировальные доски, то ли смогли перерисовать и перевести, — поясняет ее происхождение куратор. — Эту карту французы использовали в 1812 году — следы крови, сальные пятна говорят о том, что ею активно пользовались.

Кровать со встроенной почтой

На втором этаже музея — все об основных событиях войны 1812 года. Здесь больше всего мультимедийных средств. Самый интерактивный — «бородинский стол». На горизонтальном экране сражение показано буквально по минутам. А чтобы создать эффект присутствия — экраны на стенах, где показываются кадры из знаменитого фильма Бондарчука об Отечественной войне.

В центре зала — личные вещи Наполеона, то, что было при нем, когда он взял Москву — сожженную, опустошенную, но все же столицу.

— Вот его походная кровать — на колесиках, с двумя матрасами и периной, — указывает Безотосный на недлинную кровать в витрине. — Раньше модно было спать сидя — но неизвестно, спал ли Наполеон сидя или нет. Рост 168 см позволял и улечься на ней. А видите кармашки? Пока Наполеон спал, подчиненные клали туда почту.

И вот финал — взятие Парижа. Русские войска торжественно шествуют по столице Франции. Русские не забывали о своей победе. Об этом напоминает гигантский баннер, на котором изображена Александровская колонна — ныне символ, без которого невозможно представить Дворцовую площадь. Ее установил в сердце Петербурга тоже француз, ученик Персье и Фонтена архитектор Август Монферран в 1832 году.

Последний штрих — живописный. Целый зал отведен под картины Василия Верещагина, знаменитого художника-баталиста второй половины ХIХ века. Его полотна знает каждый школьник, потому как именно его работами иллюстрированы обычно учебники истории. Здесь и легендарная картина «На этапе — дурные вести из Франции»: суровый Наполеон сидит в одной из богатых кремлевских палат, рядом стоит его походная кровать — та самая, что представлена на выставке. Он держит в руках письмо из Парижа — сообщения о заговоре генерала Мале, пытавшегося захватить власть...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру