Что не пускают на наше телевидение

Михаил Швыдкой: «Перестаньте нас мерять рейтингами!»

Фестивалю ТЭФИ-содружество всего два года, но он уверенно расширяет границы. Начали в прошлом году с Киева, теперь местом его проведения стала Астана, дальше будут другие столичные города.

Михаил Швыдкой: «Перестаньте нас мерять рейтингами!»
Михаил Швыдкой и Михаил Ефремов.

Конечно, ТЭФИ – премия внутренняя, национальная. Однако телевизионная академия под руководством Президента Михаила Швыдкого и директора Этери Левиевой задумалась о том, что неплохо бы оглядеть телевизионное хозяйство бывших советских республик, познакомиться с работами коллег и друзей. Чтобы сохранить общее культурное пространство.

Конкурса тут нет, просто смотрят, обсуждают и общаются. 20 документальных фильмов из 10 стран, объединенных общей темой «Люди, годы, жизнь», привезли представители 16 телекомпаний.

Первое и самое главное открытие как раз и есть люди, о которых рассказывают передачи национальных телекомпаний, пересечения разных судеб в нашем общем историческом прошлом.

Скромная казахская лента из серии «История в лицах. Истоки» прозвучала остро. Еще бы – ее герой Абай Кунанбаев, не только мировая глыба философской и поэтической мысли, казахский Пушкин, но и внезапный символ протестного движения в России, знаменитый сегодня Оккупай-Абай. Не зря его называли народным заступником, он всю жизнь защищал право каждого человека быть свободным и самому определять, как строить свою жизнь.

Автор и продюсер из Грузии Ирина Хангошвили показала два чудесных фильма о людях искусства – художнике Михаиле Вардишвили и композиторе Гии Канчели. Тут хороши и сами герои, и талантливо найденный способ рассказать о них, очень важны поиски новых форм, на которые охотно идет молодая телекомпания ПИК.

Михаил Швыдкой и Ирма Сохадзе

Фильм Ирины Изволовой о Юрии Трифонове из серии «Острова» и «Покаяние Тенгиза Абуладзе» режиссера Игоря Калядина – о том, как грузинский мастер не успел снять главный фильм своей жизни – «Покаяние 2», уже были в эфире «Культуры», но тут в общем контексте прозвучали по-новому.

Белорусы привезли в Астану документально-художественный фильм о Ленинграде из серии «Города-герои» с Владимиром Гостюхиным в роли рассказчика. Авторы побывали в 13 городах-героях, отыскали очевидцев Великой Отечественной, родственников погибших героев, реконструировали самые драматические эпизоды войны. В Белоруссии этот проект, снятый меньше чем за полгода, стал заметным событием, в России его никто не видел. Как и казахскую передачу о легенде оперной сцены певице с жемчужным голосом Куляш Байсеитовой, чье имя носит театр оперы и балета в Астане. Она была звездой, национальной героиней, но в 1957 году внезапно умерла в московской гостинице, когда ей было всего 44 года. Шахноз Ганиева из Узбекистана сделала программу о выдающемся русском художнике Александре Николаеве, ученике Казимира Малевича, который в 20-е годы приехал в Самарканд и остался там на всю жизнь, взял себе новое восточное имя Усто-мумин. В России его не знают и не помнят.
Эти прорехи в нашей памяти могло бы восполнить телевидение, если бы ставило перед собой такую задачу. Но тогда, как резонно замечает Михаил Швыдкой, государство должно запретить рекламу на государственных телеканалах и перестать замерять их продукцию рейтингами.

К сожалению, многое из показанного на фестивале ТЭФИ-содружество выглядит архаично, как будто произведено в застойные годы прошлого века. Передача о русских старообрядцах «Старообрядцы Молдовы» интересна темой, но отталкивает нелепым ведущим, явно равнодушным к тем, о ком говорит. Как признавались авторы и продюсеры разных стран, почти всюду для руководства телекомпаний прежде всего важно, чтобы на экране было молодое лицо, а опыт и возраст отправляются в утиль. В итоге возникает телевизионный «продукт», к которому равнодушны зрители.

- У нас нет общего взгляда на информацию, на развитие СМИ и ТВ в частности, - посетовала Людмила Барба, директор телекомпании Молдова-интернэйшнл. - Печально и то, что журналистская солидарность отмечена общими политическими интересами, а не профессиональными. Получается, что сегодня главное поделить друг друга на своих и чужих. Когда мы не руководствуемся общими профессиональными принципами, а действует только принцип лояльности каждой новой власти, то ни к чему хорошему это не приводит.

Михаил Ефремов.

Популярная в Грузии телеведущая, некогда знаменитая советская певица Ирма Сохадзе (помните, любимую всеми песенку «Оранжевое небо» на стихи Григория Горина и Аркадия Арканова?) на вопрос о перспективах фестиваля ТЭФИ ответила:
- Он необходим для общения, это очевидно. Появилась прекрасная возможность встречаться с друзьями и коллегами, с которыми мы оказались разлучены, это большая радость для всех нас. Но должен быть и практический смысл. Может, важнее любой памятной статуэтки, которыми отмечают участников, придумать бонус: лучшим из отобранных передач и программ предоставить возможность быть показанными по российскому ТВ? Пусть не в эфире «большой тройки», но, к счастью, есть канал Культура, существует межгосударственное телевидение. Это не так уж сложно сделать, как мне кажется. Тогда фестиваль ТЭФИ-содружество станет всем нам особенно необходим.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру