Минск «В тумане»

Яна Троянова сказала Харатьяну «Нет!»

В Минске завершился XIX Международный кинофестиваль «Листопад». Его главный приз «Золото Листопада» жюри во главе с Андреем Звягинцевым присудило картине «В тумане» Сергея Лозницы, что было для самого режиссера особенно важно. В Белоруссии он родился, экранизировал прозу классика этой земли Василя Быкова, эта страна, как и Россия, стала одним из участников сложной копродукции. По результатам зрительского голосования фильм «В тумане» оказался на третьем месте, что удивительно для такой серьезной картины. Но страсти вокруг нее кипели нешуточные.

Яна Троянова сказала Харатьяну «Нет!»

Главным образом обсуждался вопрос: имеет ли вообще этот фильм какое-то отношение к Беларуси? Авторов упрекали в том, что проза Быкова прочитана не так, как надо, да и сама Беларусь ничего не дала Лознице, кроме того, что он родился в Барановичах, рос, воспитывался и работал в Украине и России. Ругали собственную киностудию «Беларусьфильм» за то, что она якобы примазывается к фильму, не внеся никакого существенного вклада в его создание. Сам Лозница, вернувшийся из Бразилии, где у него была ретроспектива, появился в Минске на пару дней и улетел с фильмом на фестиваль в немецкий Коттбус. Награду получал актер Влад Абашин, выбранный когда-то на роль по скайпу. Лозница ему позвонил, посмотрел на него и сказал: проедешь на лошади, потом пройдешь по красной дорожке Каннского кинофестиваля. Так собственно и произошло. В Минске рассказывают, что на Лазурном Берегу актеры хотели подняться по знаменитой звездной дорожке, неся друг друга на спине, как это происходит в фильме. Но, видимо, духу не хватило проделать эпатажный трюк. А то бы шума было!

«Серебро Листопада» жюри присудило румынской картине «За холмами» Кристиана Мунджу, из-за чего тоже шли бурные дискуссии и часто не в пользу «В тумане». Наверное, только в Минске могло кипеть столько страстей вокруг этой картины. Приз за лучшую режиссерскую работу получил Василий Сигарев за фильм «Жить». А Яна Троянова, исполнившая в нем главную роль, отмечена призом жюри критиков, которому отдали на откуп все актерские награды. Это вручение сопровождалось номером Дмитрия Харатьяна, специально прибывшего в Минск. Яна заявила, что оба они безвозрастные актеры. Вместе они попытались петь, и эта импровизация хоть как-то оживила официозную церемонию закрытия. На слова своего партнера «Зима повенчает нас вдруг», Яна решительно ответила «Нет!», глядя в зал на спутника жизни Василия Сигарева. Спецприза удостоены «Рассказы» Михаила Сегала, созданные в почти вымершем у нас, как класс, жанре комедии. Грузинский актер Михаил Месхи получил награду за фильм «Опекун» Зазы Урушадзе опять же от критиков, как лучший исполнитель мужской роли.

Минск «В тумане»

Минск «В тумане»

Смотрите фотогалерею по теме

Одну из наград вручала приехавшая на вечер из Киева Ада Роговцева. Можно только удивляться стойкости этой женщины, недавно перенесшей потерю сына. Она нашла нужные слова, взволновавшие зал. А говорила Ада Николаевна о том, что, когда тебе 75 лет и ты приезжаешь туда, где уже доводилось бывать, невольно думаешь о том, что вдруг это в последний раз. Вспоминала о тех, кто уходит, не называя имен, как в такие моменты твердишь, подобно чеховским героям: «Надо жить». «Наступает момент, когда тебе начинают предлагать роли старых теток и бабок, женщин в возрасте с остатками былой красоты. Но все равно жить без съемочной площадки и ее суматохи очень трудно», — заключила Ада Роговцева.

Несмотря на широкий диапазон «Листопад» произвел впечатление российского фестиваля. Уже по списку победителей это очевидно. Добавим к нему еще и документальную картину «Qutro» россиянки Юлии Панасенко об умирающей от рака молодой женщине, которую жюри неигрового конкурса отметило спецпризом. Сразу несколько наград, включая приз президента Беларуси, достался игровой картине «Частное пионерское» Александра Карпиловского, участвовавшей в детском конкурсе «Листопадик».

По окончании фестиваля подводили и другие итоги. Вспомнили, что зарплата у монтажера «Беларусьфильма» сто долларов, при этом на «Листопад» приглашают Екатерину Стриженову, Марата Башарова и Дмитрия Харатьяна, «платят им бешеный гонорар непонятно за что». Стриженова вообще прошла по разряду женщины, которая громко кричала на сцене, поскольку зарубежные участники фестиваля ее не знали, но удивились тому, как она вела церемонию открытия. В тоже самое время белорусским кинематографистам было обидно, что своих в Минске не ценят. На что чиновники отвечали, что гости фестиваля имели возможность убедиться в том, что на санях по Минску никто не ездит, медведи по улице не гуляют, и вообще столица Беларуси — европейский город. Интересно, что в дни фестиваля он был украшен перетяжками «7 ноября — День Октябрьской революции». Хотя и в обычные дни он пестрит лозунгами в духе развитого социализма...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру