Слава догнала «Извозчика»

Christie’s и Sotheby’s наторговали на «русских торгах» на £26,6 млн

Итоги первого и ключевого дня торгов русского искусства в Лондоне Christie’s и Sotheby’s показали, что отечественное искусство остается в тренде. Доказательством тому служат результаты аукционов: выручка Christie’s составила £15,2 млн ($24,4 млн), а Sotheby’s наторговал на £11,4 млн ($18,3 млн).

Christie’s и Sotheby’s наторговали на «русских торгах» на £26,6 млн

Главным событием самого напряженного дня традиционной аукционной недели в Лондоне стал триумф «Извозчика»: картина Бориса Кустодиева ушла с молотка с превышением предварительной оценки в два раза. Это полотно в 1924 году стало лицом нью-йоркского вернисажа ста лучших русских художников (красовалось на афише выставки), а в 1936 году друг Кустодиева, лауреат Нобелевской премии по физике Петр Капица, выкупил его у вдовы автора. Борьба за картину была стремительной: трех минут хватило коллекционерам, чтобы поднять цену на произведение со стартовой отметки в £1,5 млн до £4,4 млн. Таким образом, на Christie’s был установлен мировой аукционный рекорд стоимости на произведения Кустодиева.

Успехом пользовалась и вторая работа из коллекции Капицы — картина кисти Александра Шевченко «Городские окраины». Она также установила мировой ценовой рекорд и ушла с молотка за £433 тыс., превысив эстимейт почти в десять раз. С заметным превышением предварительной оценки был продан еще один топ-лот аукциона Christie’s — «Портрет мадемуазель Подбельской» кисти Николая Фешина (1912), на котором изображена одна из любимых моделей ученика Репина. Картина ушла в частную коллекцию за сумму £2 млн. Надо заметить, что интерес к творчеству уроженца Казани, эмигрировавшего в 1923 году в США, возрос после рекорда двухлетней давности — тогда картина Фешина «Маленький ковбой» была неожиданно продана за £6,9 млн. Скорее всего, «Портрет мадемуазель Подбельской» отправился в США, где есть несколько больших частных собраний Фешина. В итоге Christie’s удалось продать 254 лота из представленных 391, то есть 65% лотов. Конкуренту Christie’s — Sotheby’s — удалось продать 89% лотов.

На Sotheby’s, стартовавшем сразу вслед за Christie’s, самым дорогим лотом оказалась картина Валентина Серова «Портрет Прасковьи Мамонтовой» — за нее развернулась жаркая борьба. В итоге полотно, на котором изображена кузина Веры Мамонтовой (той самой, которую весь мир знает как «девочку с персиками»), было продано за £1,2 млн ($1,95 млн) при предварительной оценке £300–500 тыс. Работы Ивана Айвазовского, Ильи Репина, Ивана Шишкина, Константина Коровина и Мартироса Сарьяна также ушли с заметным превышением эстимейта. Сюрпризом аукциона стала картина художника-баталиста Василия Верещагина «Адъютант», которая была выставлена еще на прошлых торгах, но тогда так и не нашла нового хозяина. Зато на нынешнем аукционе ее продали за £690 тыс. при предварительной оценке £200–300 тыс. Другое его полотно, «Перевозка раненых», ушло за £937 тыс.

— На Christie’s и Sotheby’s в основном покупают иностранцы или русские, живущие за границей. В одном только Лондоне 500 тысяч русских — и все они состоятельные люди, — говорит «МК» антиквар со стажем, член правления Конфедерации антикваров и арт-дилеров России Олег Таиров. — Большинство работ ушли с заметным превышением эстимейта, что говорит о стабильном интересе к русскому искусству. То, что продается на аукционах, как правило, следствие раздела наследства или развода. А сейчас качественных коллекций, вроде собрания Вишневской и Ростроповича, нет на рынке.

— Стоит ли ждать сюрпризов на следующих аукционах «русской недели»?

— Думаю, отобьет позиции дом MacDougall’s — у них в активе еще 450 лотов. Может выстрелить и Bonhams. Но, по сути, что такое £26,6 млн? Стоимость одной работы Пикассо. Хотелось бы посмотреть, как их будут продавать лет через 20–30.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру