Священное оплодотворение Большого Театра

Жиль Роман заявил о себе на гастролях как о вполне изобретательном и остроумном хореографе

Переаншлаг, сопутствующий гастролям знаменитой труппы Bejart Ballet Lausanne, что прошли в Большом театре в рамках фестиваля «Век «Весны священной» — век модернизма», еще раз с очевидностью показал, что Бежар для россиян гораздо больше чем обычный хореограф. Его фигура возвышается над современниками подобно титанам Возрождения — Микеланджело или Леонардо да Винчи. Но хореографии Бежара как нет, так и не было ни в Большом, ни в каком другом российском театре.

Жиль Роман заявил о себе на гастролях как о вполне изобретательном и остроумном хореографе

Помимо собственно «Весны священной» Стравинского — культового балета Мастера, созданного в 1959 году, — в программу гастролей вошли еще три балета. Один — «Приношение Стравинскому», и в нем смешались отрывки из разных балетов гениального француза. К хореографическому соло, поставленному не на музыку, а на голос самого Стравинского (!) из миниатюры «Игорь и мы» (Бежар создал ее незадолго до смерти), присоединили па-де-де на музыку из 3-й части Концерта ре-мажор для скрипки с оркестром. Жюльен Фавро и Элизабет Рос, танцевавшие это па-де-де, — бежаровские звезды, те, кого хореограф отбирал и пестовал для своей компании лично (уходящая, к сожалению, ныне порода). И в своем глубоком и продуманном исполнении простой и вместе с тем одухотворенной хореографии они показали ту степень проникновения в бежаровский замысел, которой можно достичь, лишь годами оттачивая мастерство рядом с великим хореографом.

Бежаровская «Кантата 51» на музыку Баха оттеняла тему сексуальной оргии «Весны священной», хотя так же, как и она, воспевала оплодотворение: не силу инстинктов плотской любви, а любовь небесную. Несмотря на то, что «короткометражка» сделана Бежаром в духе бессюжетных балетов Баланчина и хореография его растворяется в музыке и вокале, христианская тема Благовещения заявлена в «Кантате» явственно и недвусмысленно. В голубом пространстве спящей Деве (Кэтлин Тиэльхельм) является Ангел (Масайоши Онуки) с благой вестью о будущем рождении божественного младенца. Возвещает, естественно, в танце — хрустальном и прозрачном, составленном в основном из прыжков, дающих ощущение парения танцовщика в воздухе. Предусмотрен в этой хореографии даже «хор», славящий божью мудрость (4 танцовщика и 2 танцовщицы).

Преемник Бежара и нынешний руководитель труппы Bejart Ballet Lausanne Жиль Роман также заявил о себе на гастролях как о вполне изобретательном и остроумном хореографе, включив в программу свой балет Syncope. «В медицине термин «синкопа» означает замедление и остановку сердца: человек на 5–10 секунд теряет сознание, а ничем не ограниченный мозг в это время мечтает, рождает образы». Правда, остановка сердца и сюрреалистические образы, порожденные этим событием, продолжаются в балете не 5–10 секунд, а растягиваются в полновесные 40 минут. Здесь тоже появляются ангелы, некая таинственная дама со светящимся абажуром на голове, самодвижущийся бумажный кораблик, вылетающая из клетки дева-птица и много чего еще. Так что можно говорить о необычном, не позаимствованном у покойного учителя, оригинальном хореографическом мышлении Романа, его способности привлекать для проектов интересных художников (костюмы Анри Давила добавили в балет свою долю необычности и сюра) и создавать для компании вполне качественные и современные новинки.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру