Вселенная Миро перенеслась в Москву

Грандиозную выставку художника представил Музей современного искусства

Те, кто впервые открывает для себя творчество Хуана Миро, частенько возмущаются: что за детская мазня! Но в том-то и феномен испанского мастера — его работы, имитирующие наивность детского рисунка, свободны от логики и контроля разума и адресованы нашему подсознанию. Оценить архетипы, написанные одним из главных сюрреалистов ХХ века в его самый плодотворный период, теперь могут и москвичи. На презентации поистине грандиозной юбилейной выставки «Хуан Миро. Образы» в Музее современного искусства на Гоголевском бульваре побывал «МК».

Грандиозную выставку художника представил Музей современного искусства

Говорят, приглашений на открытие этой выставки разослали аж 600 штук, притом что в гардеробе ММСИ на Гоголевском дай бог найдется сотня вешалок. Так что, прежде чем попасть на экспозицию, достопочтенной публике пришлось потомиться в очереди. Но Миро стоит того. Как-никак впервые в Москву приехало такое масштабное собрание: более 200 работ, созданных в последние тридцать лет жизни мастера на Майорке. К тому же как раз в апреле 120 лет со дня рождения мастера.

Юбилейную выставку и увесистый каталог подготовили в рекордные сроки — за четыре месяца, — благодаря усилиям Зураба и Василия Церетели и Эдит Куснирович, директора фестиваля «Черешневый лес», в рамках которого и организована выставка. Открывает «Образы» биографический раздел: стены покрыты текстами с подробным описанием творчества и жизни испанца. Путь Миро разложен по годам: от Барселоны, родного города мастера, для которого он создал немало масштабных произведений (фреска в аэропорту, 22-метровая скульптура «Женщина и птица» в Парке-скотобойне и мозаика на бульваре Рамбла знакомы каждому туристу), до путешествий по миру (где главной остановкой стал Париж, во многом сформировавший художника) и острова Майорка, где вместе со своей супругой, красавицей Пилар, он встретил старость.

Музей современного искусства представил выставку Миро

Музей современного искусства представил выставку Миро

Смотрите фотогалерею по теме

Работы Миро разбиты по разделам в соответствии с излюбленными темами художника: «Женщина», «Птицы», «Пейзажи», «Созвездия», «Глаз». А в одном из залов воссоздана его мастерская: целую стену заняла гигантская фотография студии, рядом с ней кисти, краски, мольберты, картины. Испанские кураторы выставки расположили предметы примерно так, как художник оставил их в студии. Напротив лаборатории мастера можно увидеть макет той самой мастерской. Этот просторный светлый дом в городе Пальме построил для Миро его друг — архитектор Хосе Луис Серт. Там художник получил возможность писать, не думая о размерах и о том, где хранить работы. И он работал без устали: уже через пару лет после постройки студии ее заполнили многочисленные живописные полотна, скульптуры, рисунки, керамика и книжные иллюстрации. Кстати, в этот период своего творчества он много экспериментировал со скульптурой и керамикой, ища вдохновение в фольклорных традициях.

В отличие от его современников (того же Пикассо, которого Миро был младше всего на пару лет), творчество испанца обращено к позитивным темам. Вторая мировая война оставила след в его душе, но он не стал изображать ее ужасы. Наоборот, Миро восхищается окружающим миром, он влюблен в каждую его мельчайшую деталь как мальчишка, и в том его философия. «Я чувствую радость, когда вижу мельчайшую травинку. Зачем преуменьшать ее значение? Кроме первобытных людей и японцев, почти все игнорируют то, что нужно боготворить», — считал художник. А символы, которые чаще всего встречаются на его полотнах, рассматривал с тех же позиций, что и Юнг. Взять хотя бы глаза, которые Миро помещал в самые неожиданные места: то на ноги своих персонажей, то на стебли цветов, то они вовсе становились самостоятельными существами. «Для меня глаз относится к мифологии. (...) Под мифологией я понимаю что-то, наделенное чем-то священным, как древняя цивилизация», — писал мастер. Экспериментатор Миро — один из тех, кто разрушил традиционные представления о границах искусства. Он создал особый мир пластичных существ, переосмыслив понятие художественной формы.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру