Космический рейв объединил поколения

Skrillex и Avicii наступают на пятки Бенасси и Окенфольду

17.07.2014 в 17:21, просмотров: 2954

Огромная горящая сцена, похожая на инопланетянина, космический корабль, здание Москоу-Сити и макет Лас-Вегаса одновременно, казалось, вот-вот взорвется от бешеных сетов заводных электронщиков. Диджеи в самом соку со всего мира съехались на самый большой в России фестиваль электронной музыки Alfa Future People, который прошел под Нижним Новгородом на берегу Волги в минувшие выходные.

Космический рейв объединил поколения
Пол Окенфольд нашел новую русскую звезду. Фото: пресс-служба фестиваля.

Трехдневный рейв задумали как фестиваль не только электронной музыки, но и технологий, которые часто пересекались между собой. Например, совпало так, что на опен-эйр привезли и катушку Тесла, и первую тесла-машину, и группу Tesla Boy — участников, пожалуй, всех актуальных сборных концертов этого лета. Директор фестиваля Виктор Шкипин пошутил: «Наверное, Никола Тесла сейчас особенно радуется происходящему где-то в параллельной вселенной». В шатре с автоматами, электронными играми и ручками, с помощью которых можно было создавать объемные фигуры из застывающих чернил, похожих на папье-маше, свое выступление показал трехметровый робот. Он вышел и заговорил со зрителями, а потом пустился в пляс (насколько позволяла его роботическая пластика) под рок-н-ролльные, как ни странно, хиты. На поле выстроили 7 волейбольных площадок, футбольную зону, подготовили место для занятий йогой на рассвете. За порядком следили сотрудники ЧОПов, а не полиция: чтобы гости чувствовали себя комфортно, организаторы решили не собирать толпы полицейских с лошадьми и собаками, как это обычно происходит на опен-эйрах. Публика оказалась воспитанной и благодарной: в отличие от посетителей большинства рейвов люди здесь, кажется, находились в здравом уме, твердой памяти и прекрасно обходились без допингов, но могли позволить себе выпить банку пива или коктейли, продававшиеся на территории. Стоять в гигантских очередях не приходилось: расплачиваться за еду и сувениры на фестивале можно было в одно касание с помощью специальных браслетов, работающих по системе pay pass. ВИП-вариант был сделан как часы. Деньги на них можно было положить в банкоматах на входе. В России этот опен-эйр стал в этом смысле первооткрывателем, а в Европе такая система оплаты давно используется, например, на фестивале Sziget, ежегодно проходящем в Будапеште. Для гостей фестиваля были приготовлены и палатки с заботливо разложенными в них бесплатными презервативами. Так что вопросы быта и досуга рейверов организаторы решили за них заранее. Гостям оставалось только наслаждаться всеми удобствами и зажигать на танцполе под любимую музыку.

«Лэптоп, наушники, Интернет и усердие»

Ни для кого не секрет, что почти всей отечественной эстраде и альтернативе (попсовым, рок-н-ролльным, джазовым или хип-хоп-исполнителям) еще расти и расти до уровня зарубежных звезд. С электронной музыкой другая история. Некоторые ребята из России уже владеют передовыми технологиями и экспериментируют в своих сетах не хуже иностранных диджеев. «Российскую хаус-мафию», как называет цвет отечественной электроники фронтмен шведского трио Swedish House Mafia, гремящего по всему миру, на фестивале представляли Matisse & Sadko, которые завоевали мировую популярность хитами «Hi, Scandinavia!», «SLVR», «Beating Of My Heart» и «Trio», группа Swanky Tunes, успевшая записать трек вместе с великим Tiesto, и юный Arty (он же Артем Столяров). Последнего, оценивая его достижения в электронике, можно смело записывать в Книгу рекордов Гиннесса. Он стал главным открытием в российской электронной музыке за последнее время, за короткий срок завоевав уважение мировой электронной элиты. 24-летнего диджея признали такие мастодонты, как Armin Van Buuren, Tiesto, Axwell, Above & Beyond и другие именитые диджеи.

* * *

На опен-эйре ARTY выложился на все сто и рассказал «ЗД», как ему далась популярность.

— Артем, как ты можешь оценить конкуренцию на электронной сцене сегодня?

— За последние пару лет она увеличилась в разы за счет развития интернет-технологий. Социальные сети, медийные ресурсы вышли на новый уровень, и куда большее количество людей получили доступ к необходимой информации. Все, что сейчас нужно для старта, — лэптоп, наушники, Интернет и усердие.

— Это способствует росту уровня российской электронной сцены?

— Безусловно. Хотя пока он несравним с той же Голландией, у нас есть свои очень яркие и уже сформировавшиеся артисты с мировым гастрольным графиком и еще больше талантов, о которых мы услышим в скором будущем, подрастает.

— Не сомневаюсь, ведь у нас уже есть ты. Скажи, как повлияла на твою карьеру совместная работа с Above & Beyond и Mat Zo?

— Только положительно: работа с такими музыкантами — это всегда очень большой опыт, подогревающий желание двигаться вперед. Above & Beyond дали мне площадку (свой лейбл), на которой я издал большое количество своих оригинальных треков и ремиксов, с Мэтом мы уже сделали два трека вместе, а третья совместная работа скоро будет готова для моего альбома.

— В чем ты видишь свой личный вклад в развитие электроники? Как ты считаешь, диджей и музыкант должен быть изначально амбициозен, или главное — получать удовольствие от того, что делаешь?

— В первую очередь создание музыки — творческий процесс, и если ты не получаешь от него удовольствия, лучше бросить это и заняться чем-то другим. А амбиции только усиливают желание развиваться и идти в ногу со временем и тенденциями.

— Тебе было бы интересно поработать с живыми музыкантами?

— Большую часть альбома, над которым я сейчас работаю, была записана с музыкантами, не имеющими ничего общего с электронной музыкой. На самом деле это удивительный опыт, когда ты слышишь результат смешения разных музыкальных стилей и культур.

— Желаю, чтобы он тебе удался! Успехов!

«Мелодичный» транс как психология наслаждения

Самыми уважаемыми и долгожданными на фестивале, конечно, были электронные гуру. Полу ОКЕНФОЛЬДУ в этом году пятьдесят, но за установкой он отрывается не менее активно, чем двадцатилетние юноши, — такой развеселый старичок-боровичок, рубящий жесткий транс, который он и открыл как качественно новое направление в электронике в начале 90-х. Окенфольд — диджей и продюсер, которого не знает только ленивый. Своими треками он заполонил все медийное пространство — и радио, и телевидение, и рекламу, и фильмы, и даже компьютерные игры. Впрочем, известности он добился не сразу. Помогло упорство и зашкаливающий трудоголизм. Окенфольд знает цену успеха, может быть, поэтому в общении он простой и открытый. «ЗД» лично убедилась, что этот артист не страдает звездной болезнью.

— Пол, в электронной музыке вы стали первопроходцем в своем направлении и придумали транс. Видите ли вы потенциальных первооткрывателей среди молодых музыкантов? И есть ли еще в электронике нехоженые «тропы»?

— Безусловно! Сегодня на электронной сцене работает очень много молодых талантливых ребят, уже успевших заявить о себе, которые создают качественно новую музыку. Я сам удивляюсь и радуюсь, слушая их сеты, открываю для себя свежие ходы и решения. Avicii, Skrillex, которые выступают на этом фестивале, — очень талантливые диджеи, мощные и профессиональные. Я уверен на сто процентов, что электронная музыка развивается благодаря им.

— Электроника для вас — просто способ вызвать эмоции у людей на танцполе или вы вкладываете в творчество определенную идею?

— Я очень люблю электронную музыку, я получаю наслаждение от ее создания и стараюсь передавать эти эмоции людям, сделать их счастливыми хотя бы на тот промежуток времени, пока они слушают мои треки. Мне кажется, это целый мир, построенный по своей логике. Он, безусловно, интересен и еще до конца неизведан.

— Я знаю, что вы работали с российскими электронными музыкантами. Не хотите повторить опыт?

— С удовольствием. Сейчас у меня есть на примете одна девушка из России. Пока ее творчество малоизвестно, но я уверен, что ее ждет большое будущее. Не буду раскрывать всех карт. Вообще мне нравится работать с музыкантами из других стран, это возможность обмениваться опытом, развивать электронную сцену. Ну и, конечно, мне всегда были интересны для аранжировок композиции других исполнителей — U2, Rolling Stones, Red Hot Chili Peppers, почему бы мне не работать и с песнями российских исполнителей?

— Чем, на ваш взгляд, транс отличается от других направлений электроники?

— Он очень мелодичен. В нем есть не только ритм, но и гармония, душа, эмоция, поэтому я создаю именно такую музыку.

* * *

Еще одним ВИП-участником фестиваля стал Бенни БЕНАССИ, взорвавший в свое время танцполы треком «Satisfaction». Почти все композиции итальянского диджея и продюсера — попадания в десятку. Хотя артист уже много лет выступает на электронной сцене, интерес к нему не угасает, что он и подтвердил своим сетом на фестивале. «ЗД» поговорила с Бенасси об электронике и психологии.

— Бенни, у вас есть свои секреты и технологии создания хитов?

— Здесь не может быть никаких секретов. Просто я занимаюсь своим делом и делаю это каждый день, могу создавать новые ритмы каждый день. Иногда ты чувствуешь, что во время работы на студии происходит какое-то волшебство, но это не зависит от тебя, ты никогда не знаешь, когда почувствуешь его. Технологии развиваются очень быстро, появляется очень много новых интересных имен, диджеев, предлагающих новое звучание, — сейчас очень хорошее время, но никогда нельзя предугадать заранее, что выстрелит, а что нет. Музыка — это нематериальная субстанция.

— В чем разница воздействия живой и электронной музыки на людей?

— Очень хороший и интересный вопрос. Я думаю, это два разных мира. Иногда, когда музыканты, играющие на живых инструментах, работают с диджеями, они пересекаются. Получается очень интересный результат. Мне кажется, живая музыка создается для того, чтобы человек, слушая ее, задумывался о каких-то глубинных вещах, возможно, решал какие-то философские вопросы. Когда же человек слушает электронную музыку, он хочет просто танцевать и наслаждаться шоу. В этом колоссальное отличие.

— Должен ли диджей быть психологом?

— В какой-то степени да. Диджей должен чувствовать, что происходит на танцполе, уже за несколько минут до выхода на площадку. Он должен улавливать настроение людей, предугадывать их желания, постоянно находиться в очень тесной связи со своей публикой. Для этого нужна хорошо развитая интуиция.

Поколение Next и тень Земфиры

На пятки Полу Окенфольду и Бенни Бенасси уже наступили юные артисты, к своим двадцати-с-хвостиком годам успевшие свести с ума все мировые танцполы. Поле под Нижним Новгородом не стало исключением. Двумя звездочками на музыкальном небосводе фестиваля загорелись Avicii и Skrillex, которых организаторы по праву назвали хедлайнерами опен-эйра.

Интервью с Avicii «МК» уже опубликовал в прошлую субботу. Его звездный путь начался с ремикса на трек из компьютерной игры. Дальше — больше: два успешных сингла и хайповые ремиксы на Tiesto, Дэвида Гетту и Боба Синклара. Первый релиз Тима Берглинга (так на самом деле зовут Avicii) «Street Dancer» не один месяц держался на первом месте всемирно известного чарта Beatport. Тим был номинирован на «Грэмми», выступал в качестве хедлайнера на фестивалях Coachella, Ultra Music Festival, Lollapalooza, Mystery Land, Exit Festival, Creamfields и на многих других опен-эйрах. На этом фестивале он устроил настоящее безумие. И хотя самого Avicii, возвышавшегося над толпой за своей установкой, было не видно то в темноте, то за вспышками софитов, можно было только заметить, как молодой диджей постоянно дирижирует танцующим хором своих поклонников, получая удовольствие от всего происходящего. Настроение передалось и рейверам: люди кричали, вскидывали руки вверх, как будто пытаясь дотянуться до кумира, и чуть не плакали от счастья, так что выступление больше напоминало радостную мессу, во время которой «прихожане» достигают блаженного экстаза.

Не отставал от Avicii и 26-летний Skrillex (он же Сонни Джон Мур). В прошлом он был солистом эмо-группы From First To Last, а в 2007-м отправился в первый сольный тур с Team Sleep, Strata и Monster in the Machine. Чуть позже он появился на обложке топового зарубежного журнала «Alternative Press» в спецвыпуске «100 групп, о которых вам нужно знать» и поучаствовал в записи альбома Korn «The Path Of Totality». Skrillex попал и на страницы Forbes, заняв 2-е место в топ-10 самых высокооплачиваемых диджеев мира. За мини-альбом «Scary Monsters And Nice Sprites» он получил «Грэмми» в номинациях «Лучший электронный танцевальный альбом» и «Лучшая танцевальная запись» и еще одну за ремикс на композицию Бенни Бенасси «Cinema». Танцпол Skrillex завел с первого трека. На площадке он — веселый и смешной, говорящий высоким голосом паренек, который постоянно прыгает и бесконечно благодарит публику, все это — открыто и искренне. Артиста любят не только за его музыку, но и за добрую воодушевленность, с которой он выступает. Так что после его большого сета то тут, то там можно было услышать восторженную фразу «я в него влюбилась!».

Свои прелести были и у малой сцены. Кроме Tesla Boy, выступавших именно там, на опен-эйр приехала Земфира со своим проектом The Uchpochmack и уже второй раз (первый был на фестивале SVOY Субботник) — с солистом группы Brainstorm Ренарсом Кауперсом. Кажется, звезда рок-н-ролла уже и сама ничего не видит за собственным сиянием: представлять Кауперса она посчитала излишним, исполнила половину песен из-за кулис и ничем не разнообразила программу из пяти композиций, полностью продублировав прошлое выступление. Зато другие артисты старались как могли. Например, DROPZONE — коллаборация двух уже состоявшихся артистов Артема Силаева (SaintArt) и Александра Бараса (SaintRider), смешивающих дабстеп, трэп, датч, этнику и элементы других жанров, легендарные Infected Mushroom, начавшие, правда, свой сет раньше положенного времени, одна из самых неординарных московских групп новой волны Pompeya.

* * *

Опен-эйр заинтересовал не только рейверов. Оценить работу коллег приехал продюсер фестиваля Kubana Илья Островский. Кто-то шутил, что за шатрами прячется и президент КаZантипа Никита Маршунок. Так или иначе, им обоим было чему позавидовать. В суровой российской действительности редко встретишь сочетание качественной музыки и хорошей атмосферы, как правило, приходится либо задыхаться в грязи и пыли, либо страдать от неадекватной публики и организации, либо от того и другого вместе, как это происходит, например, на той же печально знаменитой «Кубане». Организаторы Alfa Future People явно учились на чужих ошибках, постаравшись и с программой, и с местом, и с подготовкой комфортных условий. Любители электронной музыки остались сыты, наслушавшись всех своих любимых треков, и довольны тем, что посетили опен-эйр европейского уровня.