В Выборге победил безденежный "Сын"

Кинофестиваль «Окно в Европу» оценил независимое кино

15.08.2014 в 18:40, просмотров: 13415

В Выборге завершился XXII Фестиваль российского кино «Окно в Европу». Жюри игрового конкурса «Осенние премьеры» под руководством опытного продюсера Игоря Толстунова, чья компания входит в обойму приоритетных «лидеров» и специализируется на высокобюджетных проектах, неожиданно признало лучшим фильмом «Сына» Арсения Гончукова.

В Выборге победил безденежный
Кадр из фильма "Сын"

Снята картина на частные и весьма скромные деньги, без поддержки Минкульта и Фонда кино. Ее герой живет с больной шизофренией матерью, которую все покинули. Как рассказал сам режиссер, презирающий продюсеров как класс (во всяком случае об этом свидетельствовало одно из его высказываний в Выборге), находится он вне киноиндустрии и ее стандартов, а потому расценивает свою победу, как прорыв авторского кино.

Спецприза жюри удостоен фильм «На дне» Владимира Котта «за актуальное прочтение классики». Поставлен он по одноименной пьесе Горького и начинается с пролога, где Сатин произносит монолог о том, что человек — это звучит гордо. А потом все хрестоматийные герои оказываются на современной свалке, где живут и добывают средства на жизнь, а не в горьковской ночлежке. Спецприз достался и картине Ярослава Чеважевского с корявым названием «Мама дарагая!» «за верность жанру». Чего не отнимешь у этого режиссера, так это тому, что делает он кино для зрителя, а не для тонких ценителей искусства.

За дебют отметили ученицу Владимира Меньшова Эллу Омельченко, которая сняла, судя по всему, фильм «Пациенты» за копейки. Это остроумная историю о том, как психотерапевт «перековал» священника, а тот в свою очередь сбил с пути истинного преуспевающего психотерапевта. Получилось живое кино, понравившееся зрителям. Дипломы достались иронической комедии «Зимы не будет» Ильи Демичева, который в 2009 году дебютировал именно в Выборге с картиной «Какраки». На этот раз он рассказал маменькином сынке, который пытается стать мужчиной. Диплом получил и многострадальный ленфильмовский «Дар» Сергея Карандашова. Работа над фильмом продолжалась в течение четырех лет. Диплом жюри сопроводила длинной и скучной формулировкой «За позитивный лиризм атмосферы, сопутствующей сокровенным переживаниям героя на пороге взрослого мира». Роль бабушки с колдовскими наклонностями сыграла прекрасная актриса из Братска Анна Овсянникова.

Программа «Окна в Европу» оказалась собранной по принципу «ешь, что дали», как верно подметил Игорь Толстунов на открытом заседании жюри. Выборгскому фестивалю жить сложно. Лучшее забирает «Кинотавр», проходящий в июне, а потом и Московский международный кинофестиваль. Из остатков и приходится выбирать. К тому же, хорошего кино в принципе мало. И не только у нас.

Фильмы оценивали и зрители, выставляя им баллы после каждого показа. В результате сложилась тройка победителей конкурса «Выборгский счет». На первом месте — «Мама дарагая» Ярослава Чеважевского, на втором - «Дедушка моей мечты» Александра Стриженова с Леонидом Якубовичем в главной роли. На третьем - «9 дней и одно утро» Веры Сторожевой.

Жюри неигрового конкурса во главе с Виктором Лисаковичем победителем признало «Кровь» Алины Рудницкой, рассказывающую о жизни передвижной станции переливания крови,. После съемок этого фильма всех героинь уволили с работы. В анимационной секции, судило которую жюри во главе с поэтом и сценаристом Юрием Энтиным победил мультфильм «Мужчина встречает женщину» неоднократного лауреата Выборга Дмитрия Геллера. А спецпризом отметили фильм «Мой личный лось» Леонида Шмелькова, участвовавший в Берлинском кинофестивале и отмеченный там жюри детской секции.