«Гаврош» открылся исчезновением всей картошки

Ведущий детский фестиваль начал удивлять прямо с пола в новом фойе

27.09.2014 в 00:06, просмотров: 2627

…Нет нужды еще раз напоминать, что в пятницу в Москве открылся самый масштабный и фантастический детский фестиваль «Гаврош», базирующийся в знаменитом «Театриуме» Терезы Дуровой (а также на целой куче представительных площадок – от кукольного театра им. Образцова до Новой сцены «У Никитских ворот»). Форум – восьмой по счету, и в этот раз он всецело отдан на откуп Дании. Но, наверное, впервые в истории фестивального движения (уж тем более детского) ребятишек перед каждым спектаклем приветствовал лично Чрезвычайный и полномочный посол Дании в РФ Томас Винклер. 

«Гаврош» открылся исчезновением всей картошки

Г-н Винклер был неподражаем. Он легко держался на сцене, не тушевался, не произносил ненужных казенных слов.

– Привет по-датски – «хай», – веселил он гогочущую ребятню, – я сам из Дании, но – как и вы – живу в Москве. Почему? Да потому что датская королева меня сюда послала поработать. Сегодня на сцене «Театриума» мы увидите два спектакля – в одном из них играет живая курица, а во втором показана, хороша вам известная, история «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери… только сказка эта показана чисто по-датски – без слов.

А дальше г-н Винклер мог присесть на карточки, разговориться с тем или иным ребенком, – причем так, что языковой барьер сам собой куда-то улетучивался…

– Ах, если бы все послы были такими как вы, – сделала комплимент послу Тереза Дурова.

И в этих словах Терезы много правды: впервые за восемь фестивальных лет посол европейской страны не забежал на пять минут, отделавшись дежурными фразами, а провел в театре с двух часов дня до самой ночи; со всеми общался, вникал в детали, и даже вставал на одно колено, чтобы ростом быть вровень с детьми. Просто фантастика.

02:01

…Впрочем, еще до праздничных речей посла публику ждал, пожалуй, главный сюрприз – перестроенное фойе «Театриума на Серпуховке», и надо сказать – это что-то: пространство максимально расширили, разнесли в стороны буфеты и гардеробы, устроили дополнительный необычный туалет для «пап с дочерьми» и «для мам с сыновьями» (правда, его слегка затопило в первый день, но от случайностей никто не застрахован).Но самое удивительное – это сменный картонный пол по всему объему, на котором разбросаны карандаши, мелки и фломастеры. Все дети – как один – вмиг падают вниз, начиная фантазировать на неограниченном поле – так за пару часов половина пола уже разрисована паровозами, принцессами, сказочными богатырями… жалко было ходить по столь искренним проявлениям таланта.

Еще - затейливые скульптуры викингов в человеческий рост, созданные будто из скомканной бумаги (объект для непрекращающихся селфи). Венчают всё это две необычных инсталляции: первая – старая карта Дании в виде пышного ковра, по которому детки, сняв обувь, скачут взад-вперед (и видят себя в гигантском зеркале на стене); вторая – уголок Андерсена, где каждый малыш может примерить на себя «писательский» цилиндр, перчатки, взять в руки старый масляный фонарь…

…Но вот и первый звонок. Дают один из самых востребованных (и раскупленных) на фестивале спектаклей – «Сонатину» датского театра Gruppe38. Идет он всего-то 50 минут, да и показывают его на небольшой сцене, но резонанс – на всю Москву. Хотя, казалось бы, что такого? Стоит себе на сцене типичный французский мотороллер с кабиной и кузовом (такие редко-редко, но еще можно увидать в Париже). В немыслимо тесной кабинке сидят двое взрослых мужчин – один композитор и басист, второй трубач и аккордеонист (Кристиан Глан и Сёрен Сёндберг). А в кузове – их предводительница, восхитительная актриса Бодиль Аллинг.

– Как вы думаете, чем пахнет сено? – Бодиль несет охапку прямо к первым рядам. – Не правда ли, старой шляпой?

Из кабины мотороллера доносится робкий стук: это дядечки никак не могут вылезти – заела пружинка в двери. Бодиль, качая головой, кое-как их выпускает.

– Ну вот что, дорогие мои, заевшая пружинка в замке – вещь очень важная в жизни людей. Один мой знакомый не починил ее вовремя, так просидел в кабине мотороллера… сколько бы вы думали? – Обращается к залу.

– День! Неделю! Две! – Кричат дети.

– А вот и нет: девять месяцев. Представляете, как парень за это время проголодался? Его было не узнать – как высохшая спаржа…

Ну а потом Бодиль представляет и главного персонажа – живую курицу и дает ей ровно четыре минуты, чтобы та снесла яичко. А то для сказки нужно одно яйцо (оно перевоплощается в Красную шапочку) и одна картофелина (это бабушка), а ни того, ни другого почему-то не оказалось: друзья-музыканты всё съели.

Отдельных аплодисментов заслужил разборный кузов-чемодан, при раскрытии оказавшийся кукольным домом. В качестве волка, съевшего бабушку и внучку, выступил картофелесжиматель. Ах, как он выдавил бабушку (картошку) прямо на стол!.. но к чему пересказывать всё содержание спектакля? Это европейская детская классика, но у нас пока так не умеют – иные традиции, идеи. Вот тем-то и хорош «Гаврош»: представляет на суд маленького зрителя самые необычные форматы.

…Вот и «Маленький принц» компании Cikaros (для детей от восьми лет) удивляет не меньше – это сплав акробатики, воздушной гимнастики, эквилибра, драматического начала (режиссер Лейв Арне Кьольмоен)… Сюжет, в принципе, тот же – летчик вынужден аварийно приземлиться в пустыне (для этого у танцора есть огромный трехлопастной винт и натянутые с потолка канаты), встречает там юношу-принца (которого играет обаятельная девушка). Ну и начинается хрестоматийный рассказ про Прекрасную розу (отдельный, весьма красочный номер танцовщицы-гимнастки с красными зонтиками-шипами) и дальнейшее путешествие по различным планетам… Пластическая акробатика захватывает дух, но желательно всё же, чтобы ребенок до этого канву сказки знал. Впрочем, общий месседж датского театра таков – ребенок не обязан что-либо знать ДО, он может фантазировать как захочет, ведь артисты мастерски создают для этого атмосферу!..

Неудивительно, что члены Попечительского совета этого года – среди которых артисты Вера Кузьминична Васильева, Александр Олешко и Нонна Гришаева – были невероятно удивлены масштабом фестиваля и заданной планкой качества.

– Я была бы очень рада, – сказала Нонна Гришаева, – если бы «Гаврош» следующего, 2015 года, прошел на площадке нашего театра! ( Нонна – теперь худрук Московского областного ТЮЗа, – Я.С.).

– Знаете, в жизни есть темные и светлые стороны, – говорит Александр Олешко, – так вот фестиваль «Гаврош» – это тот самый очаровательный просвет в нашей непростой действительности.

О следующих ярких находках «Гавроша» мы напишем чуть позже: как раз сегодня – московская премьера спектаклей — датского «Девочка со спичками» и «Как дедушка стал приведением» «Театриума на Серпуховке».