Распутин со знаком «плюс»

Андрей МАЛЮКОВ: «Это был человек, искренне болевший за Российскую империю»

В 1981 году Алексей Петренко в исторической драме Элема Климова «Агония» воплотил на экране образ Григория Распутина, который надолго стал каноническим. По Климову, Распутин — если не прямой виновник, то уж точно один из главных символов падения Российской империи. Порочный, алчный, ненасытный — настоящий демон во плоти. Двадцать с лишним лет спустя Андрей Малюков, опираясь на недавно рассекреченные документы с деталями расследования убийства Распутина, показывает оборотную сторону легендарной истории. У Малюкова «Григорий Р.» (так называется восьмисерийный фильм, выходящий на Первом канале) в исполнении Владимира Машкова — наоборот, чуть ли не последний праведник, который мог бы спасти Россию. Мог бы, но не спас.

Андрей МАЛЮКОВ: «Это был человек, искренне болевший за Российскую империю»
Распутин в исполнении Владимира Машкова — степенный старец и чудотворец. Фото: Сергей Аксенов.

Фильм построен на параллельном рассказе двух историй: самого Распутина и следователя Генриха Свиттена (Андрей Смоляков с пшеничными усами и в черном пальто с меховым воротником). Следователь этот, сделавший карьеру на раскрытии дел об убийствах и воровстве, получает задание от Керенского (Сергей Угрюмов), который как глава Временного правительства занимал на тот момент самый высокий пост в стране. Задание на первый взгляд — проще простого. Найти свидетельства развратных, преступных и попросту безбожных деяний Распутина, чтобы отвлечь народ от других, более насущных проблем разваливающейся на глазах страны. Свиттен берется за дело с усердием — для него это тоже лишний повод не смотреть по сторонам, не замечать, что не сегодня-завтра исчезнет привычный для него уклад жизни. Генрих Иванович отправляется в путешествие по России, чтобы лично встретиться с ближайшим окружением Распутина. Со всеми из них — от вдовы до бывшей придворной дамы — он ведет не столько допрос, сколько участливую беседу. Не все встречают его с воодушевлением, но странно другое: чем дольше следователь, наделенный самыми широкими полномочиями, ведет свое расследование, тем крепче убеждается в полной невиновности Распутина.

Царская семья накануне катастрофы. Фото: Сергей Аксенов.

Владимир Машков в роли старца Григория чаще опирается на драматичное молчание, чем на разгульное веселье. Предпочитая шепот молитвы нетрезвому крику. Свои чудеса — вроде заживления раны на руке дочери Марии от кнута осерчавших мужиков — он творит как бы между прочим. Хотя сразу после валится с ног от усталости. Так режиссер старается не выпускать из рук сразу две линии — мистическую и реалистическую. Эта манера оправдана самим принципом повествования: о жизни Распутина, как и о его чудесах, мы узнаем из рассказов живых свидетелей. Среди которых — простые мужики и нежные барышни, которых нетрудно заподозрить в излишней впечатлительности. С другой стороны, в основу сценария, над которым начинал работать еще Эдуард Володарский, вошли события, восстановленные по документам, которые еще недавно были засекречены.

— Я как профессиональный историк привык опираться на первоисточники, на факты, — рассказывает исторический консультант картины Павел Корнаков. — Сейчас все документы по Распутину открыты, а раньше приходилось верить мифам, легендам, сказкам, в том числе дневнику Вырубовой, который теперь является доказанной фальсификацией. Абсолютно достоверный дневник Вырубовой опубликован только в 2012 году. Есть много достоверных воспоминаний, есть реальный отчет следователя Руднева, прототипа героя Свиттена, который занимался исключительно тем, чем занимается и персонаж Андрея Смолякова. Этот источник лежит в основе сценария. Наша картина будет первой, которая работает по этим документам. Распутин в ней — совершенно новый и первый наиболее достоверный образ в истории кино.

Следователь Генрих Свиттен — Андрей Малюков. Фото: Сергей Аксенов.

— Мне интересно было посмотреть на Распутина с точки зрения правды, — добавляет режиссер Андрей Малюков. — Ведь получилось так, что при жизни про него насочиняли горы макулатуры. А все потому, что высказать императору все, что хотели, было невозможно, это преследовалось уголовно. Поэтому накопившееся, всю эту черноту и грязь выливали на Распутина. Когда же начинаешь перебирать, как бусинки, все факты, выясняется, что ничего из придуманного о «великом старце» и в помине не было. Наоборот, выясняется, что это был человек, искренне болевший за Российскую империю, за царя, за царицу, категорически выступавший против войны. Это был человек с большим знаком «плюс». И с такой трагической судьбой…

«Григорий. Р», Первый канал, понедельник—четверг, 21.35

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру