Китайская мыльная опера: Мединский хочет ввести в России квоту для фильмов из КНР

Чем грозит нашему кино дружба с Поднебесной

Россия готова к продвижению в прокате китайского кино в обмен на отдельную квоту для российских фильмов в китайском прокате. Об этом министр культуры РФ Владимир Мединский заявил накануне в Пекине, на пресс-конференции, посвященной II Китайско-российскому культурному форуму. «МК» попробовал представить, как будет выглядеть российско-китайская кинодружба в случае реализации подобного фантастического сценария.

Чем грозит нашему кино дружба с Поднебесной

По словам Мединского, «на рынке китайского кино, в китайских кинотеатрах совсем нет российских кинофильмов, и у нас то же самое. Мы считаем, что это неправильно. И даже те ежегодно проводящиеся Недели российского и китайского кино совершенно не решают проблему знакомства зрителей с российским и китайским кино». Более того, как считает министр, «китайские прокатчики могут хорошо зарабатывать на прокате российского кино — и наоборот». И напоследок пообещал «во встречном порядке обеспечивать приоритетное продвижение китайского кино в России».

— В Китае существует квота на прокат иностранного кино, недавно ее расширили и теперь она составляет 34 иностранных фильма в год, — рассказал «МК» Владимир Захаров, киновед и ведущий российский эксперт по азиатскому кино. — Импортом занимаются всего две компании. Одна из них — China Film Corporation, с представителями которой встречался Мединский. Вторая — HuaXia (ХуаСя). Обе они в разной степени аффилированы с государством, то есть государство непосредственно влияет на выбор тех или иных фильмов, которые допускаются к прокату.

Кроме того, в Китае есть такая вещь, как расчистка проката. Под релиз важного, партийного фильма, либо накануне Китайского нового года, прокат полностью освобождают от импортных фильмов.

Также в Китае действует правило, согласно которому фильмы, снятые в копродукции, не считаются иностранными и идут в кинотеатрах в обход квоты. В первую очередь это касается корейско-китайской копродукции и некоторых голливудских фильмов, например, третьего «Железного человека» или «Темного рыцаря», которые частично снимаются с привлечением китайской стороны.

При этом даже попав на китайский рынок, американские мейджеры получают процент от сборов своих фильмов ниже, чем где бы то ни было еще в мире. Да и те небольшие проценты китайские компании совсем не торопятся отдавать, что несколько раз провоцировало скандалы в прессе. Но в Голливуде готовы мириться с такими низкими процентами сборов, правилами копродукции и цензурой, потому что очень заинтересованы в этом рынке, который занимает второе место в мире после США. Ежегодно здесь выходит порядка 150-160 фильмов. В 2013 году китайский бокс-офис составил 3,6 миллиарда долларов (для сравнения, российский бокс-офис за тот же период составил 1,3 миллиарда долларов, — Н.К.). Причем в прошлом году впервые за все время наблюдения местные фильмы собрали больше 50% от общих сборов.

В мире наблюдается общий тренд падения интереса не только к китайскому, но и ко всему азиатскому кино. Оно все чаще проходит по разряду авторского. И без призов на одном из крупных кинофестивалях остается практически незамеченным.

Квота на китайское кино существует, например, в таких странах, как Тайвань. В Малайзии, Сингапуре китайские фильмы тоже собирают неплохие деньги, но все это не идет ни в какое сравнение с бокс-офисом китайских фильмов у себя на родине. В Китае возможны самые невероятные вещи. Часто бывает так, что какой-нибудь фильм с тремя миллионами бюджета собирает по 40 миллионов. А недавно они выпустили в прокате эпизод реалити-шоу — того же самого, которое идет по ТВ. И этот полуторачасовой эпизод собрал больше 110 миллионов долларов.

Я думаю, что китайцы вряд ли сделают исключение для России и выделят какую-то отдельную квоту для российских фильмов. Подобных правил нет ни для кого в мире. Единственное, что их может привлечь — идея поднятия престижа своего кино за рубежом, такого культурного экспорта. Для азиатских стран это характерно. В Корее лет десять назад пробовали продвигали свои фильмы, всячески пытаясь заинтересовать дистрибьюторов в США. Но поскольку распространение кино в Китае так или иначе аффилировано с государством, совершенно непредсказуемо, какие именно фильмы они захотят продвинуть. Так, на ММКФ пару лет назад была ретроспектива китайского кино, фильмы для которой полностью подбирали в КНР. И там были картины про председателя колхоза и что-то в таком же духе, совершенно оторванное от реальности.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру