Кому достанутся лавры «Русского Букера»?

В списке финалистов 6 авторов

5 декабря в отеле «Золотое кольцо» на торжественном обеде в британском стиле огласят автора, создавшего лучший русский роман 2014 года. Все шесть авторов-финалистов, по мнению жюри, представили вполне красноречивый образец любимого жанра. Вот их имена: Анатолий Вишневский, «Жизнеописание Петра Степановича»; Наталья Громова, «Ключ. Последняя Москва»; Захар Прилепин, «Обитель»; Виктор Ремизов, «Воля вольная»; Елена Скульская, «Мраморный лебедь»; Владимир Шаров, «Возвращение в Египет».

В списке финалистов 6 авторов

Можно ли считать это решение объективным? В «Большой книге» поток сочинений номинантов читают и дают первую оценку сто человек — писателей, критиков, журналистов. И только потом жюри начинает тщательный отбор.

В «Русском Букере» в длинном списке — 24 автора. И все 24 романа читают всего пять членов жюри. В этом году под председательством прозаика Андрея Арьева работали почти год Евгений Абдуллаев (поэт, прозаик, критик, Ташкент), Денис Драгунский (прозаик, журналист), Анатолий Курчаткин (прозаик) и знаменитый скульптор Александр Рукавишников. Труд непосильный — прочитать такое множество сочинений, а еще увидеть и осмыслить их аналитическим умом.

Давно ценю ответственность и профессионализм литературного секретаря «Букера», мощного координатора премиального процесса, знатока мировой литературы, автора замечательного тома «Шекспир» Игоря Шайтанова. Достоин восхищения его постоянный контакт с британскими коллегами, зачинателями «Русского Букера». Их присутствие на торжествах, на обсуждениях литературных проблем придает ритуалу особую завершенность.

Так кто же станет лидером в нынешнем премиальном состязании? Захар Прилепин стал золотым лауреатом «Большой книги», Владимир Шаров — бронзовый призер. Они обладатели крупных сумм. К тому же пятеро финалистов «Букера» получат по 150 тысяч рублей. А лауреат — 1,5 миллиона.

Представляю настроение Андрея Арьева, строгого ценителя книги. Кому теперь он отдаст предпочтение? «Букер» всегда с особым почтением относился к романисткам. Неужели и на этот раз шаркнет ножкой и рассыплется в комплиментах перед прекрасным полом?

Роман «Мраморный лебедь» Елены Скульской был опубликован в петербургском журнале «Звезда». В творческом пути Лёли (так ее зовут близкие) не раз встречались захватывающие ситуации. Она родилась в Таллине, в семье писателя-фронтовика Григория Скульского. Училась в Тартуском университете, стала филологом. С юных лет увлекалась поэзией. Предисловие к ее сборнику стихотворений написал сам Евгений Рейн.

Житейское везение — ведь тоже романная ценность. Работала в газете «Советская Эстония» в 1974 году — рядом с яркой личностью, с Сергеем Довлатовым. Воспоминания Скульской полны милыми подробностями их творческого общения.

«Мраморный лебедь» — по сути жизнеописание семьи, это живой калейдоскоп встреч, размышлений, догадок. И довлатовские размышления о самом себе тоже близки Елене. Он читал ее стихи и благосклонно отзывался о них. Дорого его признание: если его прозу перестанут печатать — он отдаст себя стихам. Роман Скульской называют «убедительным свидетельством об эпохе».

Наталья Громова в книге «Ключ» тоже погрузилась в жизнеописание. Там действует и рассказывает о себе с малых лет авторское «я». Тон и манера общения — простецкая, неприхотливая. Так рассказывают обычно дорожным попутчикам, не дожидаясь их участия и сочувствия. Льются фраза за фразой. Слова соединяются небрежно: «Он дожил до падения советской власти, возвращения Солженицына, шквала лагерных публикаций…» Ну что ж — нетребовательный читатель такие тексты читает по диагонали.

Анатолий Вишневский — личность уникальная. Крупный ученый, автор ряда исследований и научных книг. Свой литературно-художественный опыт он скромно назвал — «роман-коллаж». Да и в названии благородный человек подчеркивает: мол, не роман пишу, а жизнеописание! И еще настаивает, будто его герой сам все про себя рассказал, а значит, соавтор.

Мне хотелось бы, чтобы получил поддержку Виктор Ремизов. У него поистине писательская жизненная стезя: геологоразведочный техникум, армия, филфак МГУ, а летом — геодезистом в экспедиции, а то и дворником в Москве. Даже учителем проработал два года в московской школе. А с конца 80-х стал журналистом. И вечно путешествует по земле. Ему необходимо одиночество. Свою первую книгу рассказов «Кетанда» он издал за свой счет, и уже в ней чувствовалось — в литературу идет знающий и тонко чувствующий природу человек. Он постигает духовную потребность человека. Критики отмечали лиризм его повествования.

В его «Волю вольную» входишь, как в ярко освещенную реку. Хочется погрузиться в ее волны. И чувствуешь: тебя подхватывает течение, влечет дальше. Мне, читателю, интересен таежный, захватывающий путь его героев по Юхте. Достоинство прозы Ремизова — в языке. Литература ведь именуется у нас изящной словесностью.

На церемонии вручения премии стало известно, что книга Натальи Громовой «Ключ» будет переведена английский язык. А лауреатом "Букера" и "Студенческого Букера" стал Владимир Шаров.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру