Автор «Бедной Лизы» Леонид Десятников празднует юбилей в Большом театре

Фестиваль композитора «взорвал» музыкальную Москву

Музыка композитора Леонида Десятникова переполнена цитатами и аллюзиями, которые обеспечивают слушателям спасательные «маячки» в мутных потоках современного академического разногласия. В свою очередь публика охотно предпочитает эмоцию холодному расчету интеллекта. Свой 60-летний юбилей Десятников отмечает громким фестивалем в московской филармонии и Большом театре.

Фестиваль композитора «взорвал» музыкальную Москву

– Череда праздничных событий требует от меня серьезных жертв, – сетует «МК» Леонид Десятников. – Пришлось сменить привычный, удобный Петербург на суетную Москва. Примеряю в столице несвойственный мне образ публичного человека, который сильно отвлекает от работы. По мне, рутина – естественный и благоприятный способ существования для музыканта. Ведь череда праздников тоже превратится в праздную рутину.

Композитор вдохновляется поэзией Ломоносова и Карамзина, Державина и Тютчева, Хармса и Рильке. Творчество Десятникова сложно подогнать под рамки: его не отнести к авангардистам, к конформистам или неофольклористам. Свой стиль он определяет как «минимализм с человеческим лицом» и признается, что сочиняет «трагически-шаловливые вещицы». Среди которых – оперы, балеты, вокальные циклы, симфонии и музыка для кино.

Несколько таких «вещиц» – «Пинежское сказание о дуэли и смерти Пушкина», симфония «Зима священная 1949 года» и «Эскизы к «Закату» – открыли фестиваль в концертном зале имени Чайковского. Александр Ведерников дирижировал оркестр Большого театра. За сопрано отвечали Анна Аглатова и Елена Манистина. А в «Закате» Десятников совместил высокое и низкое в музыке, выражаясь композиторским жаргоном, – «прикладнуху» и «нетленку».

Специально для фестиваля на четыре дня в Большом театре возобновят балет «Русские сезоны». Еще в 2006 году хореограф Алексей Ратманский впервые обратился в нем к музыке Десятникова. Намек в названии на дягилевскую антрепризу неслучаен: на многих европейских языках «сезоны» переводятся как «времена года». Под стать вивальдиевскому концертному циклу «Русские сезоны» состоят из 12 частей.

Программа не ограничивается концертами и балетами. Разнообразит ее камерная опера «Бедная Лиза» – одно из первых сочинений Десятникова. Сам автор так отзывается о ней: «Сделал стильную непротиворечивую вещь из разнородных элементов, которая и сегодня подкупает интимной непосредственностью языка». Из концертов – «Утреннее размышление о Божьем величии», «Свинцовое эхо», «Песни советских композиторов» и «Возвращение». На последнем прозвучит музыка кларнета, гобоя, струнного квартета и магнитофонной ленты. Под занавес дадут балет «Утраченные иллюзии» Алексея Ратманского.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру