
Ксения Коробейникова
Публикаций: 0
Только что исполнилось по 10 лет Винзаводу и Гаражу — двум самым громким культурным институциям, пропагандирующим современное искусство в Москве. Мы решили приобщиться к их празднику небанально: взять семь студенток, — самую что ни на есть целевую аудиторию, — и с их помощью протестить две эти площадки. Нарисовать портреты обеих: В и Г сидели на трубе. Одно дело — что пишет высоколобая арт-критика, другое — абсолютно искреннее, живое мнение от 20-летних, мотивированных людей.
За несколько дней Париж не на шутку обогатился произведениями искусства, причем даром: британского уличного художника Бэнкси прорвало здесь на целую серию граффити. Повестка семи работ — беженцы. Бэнкси не мог пройти мимо. Хотя ни одно из граффити не подписано, стиль их автора со всеми его интонациями, заявлениями и намеками подделать едва ли возможно.
Не так-то просто оказалось совладать с нашим тестом и отгадать, кто из деятелей культуры замаскировался под простого футбольного болельщика, чтобы поддержать нашу сборную. Из читателей, к сожалению, никто не справился. Пришлось звонить звездам, из которых больше всего правильных ответов дал Александр Олешко.
После победы над Египтом все поняли, что Россия выходит наконец из группы, поняли, что запрягли Русь-тройку не по-детски и покатил — в кои-то веки — настоящий страстный русский футбол! Ведь вся страна переживает — от Путина до Навального, не Слуцким помянутого. А как наши деятели культуры напряжены! Мы тут пятерых навестили ненароком. Один вопрос у них на уме: А ЧТО ЛИЧНО Я СДЕЛАЛ ДЛЯ ПОБЕДЫ? Хорошо ль болел? И так они разболелись, замотавшись в фанатскую атрибутику, что мы их едва узнали.
В эти дни у всех на уме — чемпионат мира по футболу. Художники — не исключение. Швейцарский куратор и меценат российского происхождения Елена Крафт отобрала среди них только тех, кто с интригой отрефлексировал главное спортивное событие сезона, и выстроила из их работ выставку. По футбольному принципу. И все это в главном культурном объекте ЧМ — в парке «Зарядье».
Накануне Чемпионата мира по футболу молодых московских художников из Heart of Moscow (с английского «Сердце Москвы») словно мечом по голове огрели. Как поклонники актуального вида спорта, они совместно с Дмитрием Пантюшиным создали к ЧМ уникальный дизайн и выпустили серию первоклассных произведений под названием «Футбол Москва 18». Когда дело дошло до презентации проекта, выяснилось, что правообладателем незатейливого словосочетания недавно стала ФИФА.
Отовсюду слышится — искусство, достояние, Репин, Шишкин... Но часто в этих словах нет жизни. Штампы. Клише. «Так надо». «Культура». «Великое». Некая зомбированность, не пробуждающая человека ни на что. Вот мы и решили обсудить — что есть живое, а что мертвое в искусстве, предложить читателю взглянуть на привычные вещи иными глазами. Ну и нагло воспользовались удачным поводом — 75-летием знакового художника Франциско Инфанте.
Главный музейный форум страны — «Интермузей», до 3 июня распахнул свои двери. В этот раз не в Манеже, а в павильоне на ВДНХ. На удивление, здесь ему дышится свободнее: ловкое архитектурное решение по размещению 400 стендов российских и зарубежных площадок и грамотная навигация сделали свое дело (оператор-организатор — государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»). Меньше толкотни и суеты, больше идей, смыслов, образов.
На пресс-конференции в Третьяковской галерее по поводу истязания шедевра Репина помимо горячих речей, которые можно свести до слов «колоссальная трагедия» и «удар по национальному достоянию», прозвучала конкретика. Озвучены причины случившегося вандализма и примерный алгоритм исправления его последствий.
Выставка в ГМИИ им. Пушкина «Скульпторы и livre d'artiste» восхищает прежде всего тем, что на наших глазах происходит фактически первый показ в мировой музейной практике, где иллюстративная графика 15 именитых скульпторов ХХ века, среди коих Мур, Роден и Джакометти, вступает в диалог с их скульптурами. Сам жанр livre d'artiste все прочнее уживается в культурной среде столицы, ведь это уже седьмая выставка лучших образцов печатной графики мастеров ХХ века в Пушкинском музее.
Любопытная коллизия развивается вокруг только что проданной, а точнее перепроданной «Супрематической композиции» Казимира Малевича на Christie’s за $85,8 млн. Одни утверждают, что это новый рекорд для русского искусства — работа превзошла свой же рекорд 2008 года, когда она ушла на Sotheby’s в Нью-Йорке за $60 млн. Другие настаивают, что до первого места в рейтинге русского искусства ей не хватило чуть более одного миллиона долларов.
Выспитесь 19 мая — и на «Ночь музеев»! Тем более что на 12-й по счету акции ставка сделана на музыку, дерзкую и модную. Так что без вечеринок не обойдется: накроют они и музеи, и галереи, и их дворы.
Гвоздь нового выставочного сезона музея современного искусства «Гараж» — наследие Михаила Лифшица, одного из самых драматичных и неоднозначных советских философов-художников прошлого века. Именно он в свое время заклеймил Пикассо и Матисса и возвеличил Уорхола. И это только один из сюжетов весеннего выставочного сезона. Рядом с тотальной инсталляцией про Лифшица расположились работы в духе чистой поэзии из Латинской Америки.
Как водится, за политической лихорадкой последовала культурная: государственный музей-заповедник «Ростовский кремль» хочет вернуть из нью-йоркского музея МоМА и греческого Музея современного искусства в Салониках подлинники картин Казимира Малевича и Любови Поповой. Сообщают, что в советские годы их украли неизвестные, заменившие музейные оригиналы на копии.
Помимо всего прочего Швейцария — это на редкость насыщенная музейная жизнь. Часто при всей камерности и скромности выставочных пространств проекты здесь демонстрируются высочайшего уровня: визуальное пиршество гармонично сочетается с многослойными концепциями и техническими изысками. Нынешний выставочный сезон — тому пример. Итак, за какими шедеврами охотиться в Швейцарии по весне?
Вышедшая недавно книга «Галерея аферистов. История искусства и тех, кто его продает» Филипа Хука уже наделала шума. И дело не в сенсациях, которыми скорее пестрил его предыдущий бестселлер «Завтрак у Sotheby’s», а в том, что еще никто прежде не представлял историю искусства через призму арт-дилера. Причем сделано это точно, сочно и увлекательно. Хук приехал в Москву на презентацию издания в музее современного искусства «Гараж», после чего мы и побеседовали.
Художник Игорь Шелковский — сторонник рассказа: скульптурного, живописного, словесного. И так уютно в его точных, гармонично-безукоризненных историях, что не хочется из них выбираться. Будь то нынешняя выставка в Новой Третьяковке (по случаю 80-летия мастера), где в его гигантскую скульптуру буквально можно забраться. Или его мастерская на Гоголевском бульваре, переполненная работами разных лет. Или издаваемый им в эмиграции журнал «А-Я», путеводитель по неофициальному советскому искусству.
Последняя история с «Моной Лизой» доказала, как падки российские СМИ на фейковые новости. Все кому не лень, включая федеральные каналы, раструбили, что шедевр Леонардо да Винчи якобы собирается покинуть Лувр. Он отправится на гастроли, в частности, в Россию: ГМИИ имени Пушкина сделал соответствующий запрос. Пушкинский музей сразу опроверг ложную информацию, а только что и Лувр выступил с официальным заявлением.
ГМИИ им. Пушкина наполнился духом Рембрандта и Лейденской коллекции, которую специалисты характеризуют не иначе как чудо. Выдающееся по качеству, количеству и строгости отбора шедевров голландской живописи XVII века собрание, гастролирующее по России (на очереди Эрмитаж), — дело рук американцев Томаса и Дафны Каплан. О них — разговор особый, поскольку это тот редкий случай, когда роль коллекционеров основополагающая.
В распоряжение «МК» попало решение Арбитражного суда Москвы от 20 марта (скоро опубликуют на сайте суда), который постановил истребовать из незаконного владения имущество Ассоциации общественных объединений «Международная конфедерация союзов художников» (МКСХ) и передать его в собственность Российской Федерации. Решение можно расценивать как финал затяжной истории вокруг Центрального дома художника (часть здания принадлежала Ассоциации) и передачи его Третьяковской галерее.
Российские музеи осознали, что в XXI веке инновации перестали быть предметом лишь научных изысканий и сделались необходимым фактором для привлечения самой разной аудитории. Высокие технологии проникли в ряд наших культурных пространств, среди которых ГМИИ им. Пушкина первым старается идти в ногу с прогрессом.
Олег Павлович, Олег Павлович… сколько лет он приходил к нам по осени на театральную премию «МК», став, в итоге, близким другом газеты, счастливым талисманом премии, и даже, как бы в шутку, родилась сама собой такая традиция – все, получая приз, независимо – кто из какого театра – говорили наперебой заветные слова: «Спасибо, Олегу Павловичу за… всё!». Вот и теперь говорят – напоследок.
Самобытный живописец, внимательный к деталям литератор и путешественник, философ, этнограф, боевой офицер — пожалуй, эти определения без наценок и скидок соответствуют только одному русскому художнику. Это Василий Верещагин, чье 175-летие с невиданным размахом отмечает Третьяковская галерея.
Всё у нас по классике (Гоголя, Островского, Салтыкова-Щедрина): из любви к искусству (уже и к религии?) и на мошенничество не грех пойти. Снова аукнулось «дело реставраторов»: по просьбе советника по культуре президента Владимира Толстого компетентные органы возбудили проверку трат бюджетных средств, выделенных на реставрацию объектов Соловецкого архипелага.
Сочные полотна Бориса Кустодиева словно доктором прописаны в эти серые дни. Выставляют их сейчас обильно — в преддверии 140-летия художника. Кажется, органичнее всего они смотрятся в музейном комплексе «Новый Иерусалим», где развернулась редкая для Подмосковья выставка «Венец земного цвета», в которой живопись изящно сплелась с поэзией.
В День всех влюбленных галерея «Файн Арт» развесила новые работы одного из самых страстных художников современности Дмитрия Шорина. И это не тот Шорин, к которому мы привыкли с его двусмысленными девицами, грезящими самолетами и бог знает чем (из-за одной из таких работ с художником судится питерский музей Эрарта). Сегодняшний Шорин совсем другой, чем два года назад. Художника за это время основательно обволокло свежее мирочувствование, и он стал… а вот непонятно каким.
РПЦ и не самую адекватную православную общественность блинами в Масленицу не корми, дай только повод уличить в чем-нибудь жутком «сатанистов» и поучить их уму-разуму. Долго искать не пришлось: под руку попался известный художник Николай Полисский, который со своей командой собрал из веток подобие католического храма в арт-парке «Никола-Ленивец» (Калужская область) и сжег 30-метровый арт-объект вместо чучела.
Для художника самое страшное — не смерть, а забвение его работ. Владимир Янкилевский ушел, а его вещи остались. Сейчас их активнее начинают выставлять в Москве. 15 февраля Владимиру Борисовичу исполнилось бы 80. Юбилей — лишь повод вспомнить мастера. Да он и не забыт. Лучшее занятие в этот день — смотреть его работы, читать его тексты.
После разговора с неравнодушными студентами престижных столичных вузов возникло ощущение, что год столетия Октябрьской революции прошел вяло. Размышлений, основанных на фактуре, — негусто, серьезных выводов — подавно. Хотя с чего им возникнуть, если история все активнее политизируется, а историческое сознание формируется наспех скроенными передачами, конъюнктурными фильмами, сериалами, комиксами…
Выставка Уильяма Генри Фокс Тальбота в ГМИИ им. Пушкина подводит не только к истокам фотографии и разговору о переломном этапе мирового искусства в целом, но и к важной для российского усвоения мысли — насколько важна роль государства внутри художественных процессов. Почему француз Луи Дагер первым доказал право на изобретение фотографии? Оказывается, все просто: французское государство практически всегда поддерживает художников с их открытиями, хорошо понимая значимость этих движений.