Мультипликаторы со всего мира прокололи черноту неба

Аниматора вдохновили любовники на зебре

Что общего у чак-чака и баурсака, куда смотрит полумесяц Кул-Шарифа и почему падает башня Сююмбике? Ответы на эти вопросы искали аниматоры всего мира в минувшие выходные. А как иначе, если мощный десант участников XXV Международного фестиваля анимационных фильмов «КРОК» высадился на берег в гостеприимной и живописной Казани, проплыв сотни километров от Москвы по Волге на теплоходе.

Аниматора вдохновили любовники на зебре
Кадр из фильма "Митина любовь"

«Нельзя описать словами, что такое «КРОК», если ты никогда на нем не был», - примерно так рассказывал про фестиваль один из трех его президентов, режиссер Эдуард Назаров («Жил-был пес», «Путешествие муравья»). Потому что помимо мультпрограмм, стоящих в расписании фестиваля с 9 утра и до часу ночи (аниматоры могли бы смотреть кино и дольше, да строгий капитан гонит всех спать), фестиваль - это упоительные встречи единомышленников в кинозале и вне его, разговоры и танцы на палубе, всенощные песни под бодрую балалайку Михаила Тумели и саксофон радушного Ника Фелпса, изысканные сырные посиделки верного друга фестиваля Франсуа Саломона. «КРОК» на раз влюбляет в себя и обращает в свою анимационную веру любого, шагнувшего по трапу на борт корабля.

«…И если среди хаоса страстей вдруг мелькнет природный луч, который возбуждает в нас творческую энергию, мы спасены новым художественным открытием. Наше открытие проколет черноту неба, и загорится новая звезда на нашем мультнебосклоне, звезда или несколько, для полноты созвездия…» - написал в своем традиционном обращении к участникам фестиваля его почетный президент Юрий Норштейн. Открытием анимационного созвездия-2018 почти неделю занималось именитое жюри во главе с легендарным Жоржем Швицгебелем, швейцарским режиссером и художником, известным своими восхитительной красоты фильмами, которые он рисует на целлулоиде масляной краской.

Несомненно, спектр ярких работ этого года гораздо шире, чем список призеров, отмеченных жюри. Причем много удачно стартовавшей молодежи, которой теперь главное – не растратить свой талант по дороге и донести его до следующих фильмов и фестивалей. Взять, к примеру, дипломный 4-минутный фильм Хэты Яэлинои «Пенелопа» (Финляндия-Эстония). Он мастерски захватывает внимание с первых кадров: в квартире спящей Пенелопы раздался внезапный звонок в дверь, а в доме – беспорядок, как после разгульной вечеринки. Хозяйка в панике: куда бежать и за что хвататься?

Два других эстонских режиссера, Мари Киви и Лиис Кокк, придумали кукольный мультфильм «Пищевая цепочка» - одновременно и безумно смешной, и отвратительно мерзкий визуально. На обсуждении фильма с критиками и коллегами (дружеский разбор полетов - традиция фестиваля) Мари рассказала, что после школы ей довелось поработать на фуд-корте, а ее подруге – в гамбургерной. Однажды они поделились впечатлениями от работы друг с другом, и сразу родилась идея фильма.

Невозможно оставить без внимания фильм со странным длинным названием «Про Марка Львовича Тюльпанова, который разговаривал с цветами». История эта удивительна с самого начала: режиссер-дебютант Дана Кавелина (Украина) – не профессиональный аниматор, сняла кино практически на коленках, без студии – сама озвучила, сама, как могла, двигала под камерой игрушечные фигурки. История «маленького человека» взята из жизни, которая порой закручивает драматургию похлеще любого триллера. Жил скромный человек со смешной «цветочной» фамилией, выращивал в саду анютины глазки и души не чаял во внучке Майе. А дело было в Луганске, куда однажды пришла война… Респект селекционной комиссии, взявшей это антивоенное киновоззвание в конкурс, и 23-летней Дане Кавелиной, говорящей о жизни семьи Тюльпановой без надрыва и истерии, не занимая ни одну из сторон конфликта. И только мрак кинозала скрывает красные от слез глаза зрителей…

Эмоционально сильное дипломное кино начинающего режиссера из Китая Сици Сон – «Сестра» (диплом с формулировкой «За впечатляющее изображение горько-сладких отношений братьев и сестер»). Взрослый человек увлеченно рассказывает о своей младшей сестре – как интересно было расти с ней бок о бок, как они дружили, ссорились и мирились. И только в конце герой словно ледяной водой окатывает слушателей признанием: никакой сестры не было, мама сделала аборт. Мальчик так и не узнал, каково это – иметь младшую сестру, но всю жизнь эта мысль не давала ему покоя.

А главный приз жюри в самой «молодой» категории «дипломные фильмы» достался картине «Мы же люди, в конце концов» (Чехия). Главные герои этой сказки традиционны - лиса и заяц. Однажды дикий заяц примеряет на себя уютный быт фермерских кроликов, но оказывается, что в безопасной кроличьей жизни есть свои негативные стороны. Кукольные персонажи впечатываются в реальные живые съемки, и нелегкая судьба смешного и обаятельного зайца становится нам еще ближе. В фильме открытый финал, и после показа многие зрители донимали режиссера вопросом, остался ли жив заяц?

- Так как фильм ориентирован на детей, я не мог дать зайцу умереть в кадре, - признался режиссер Ян Мика. – Я всем говорю, что он спасся, хотя сам думаю, что он бы, скорее всего, не успел убежать от опасности…

В категории «первые профессиональные фильмы» награду жюри получил Тревор Хименес за фильм «Уик-энды» (США), показанный в первый день фестиваля в московском Доме кино. Среди фильмов хронометражем до 5 минут лучшим признано «Расставание» Шахафа Рама (Израиль) – этюд о чувствах молодого человека, переживающего разрыв отношений. Сам автор говорит, что на момент съемок ничего подобного в его жизни не происходило, так что какие-то чувства пришлось освежать в памяти, а всего он потратил на кино полтора месяца.

В категории фильмов 5-10 минут лучшей названа история об оперной певице Иваны Шебестовой из Словакии. Откуда название «Желтый»? Это цвет солнца, тепла и наслаждения. Приз за длинный фильм (10-50 минут) взял кукольный 44-минутный киноальманах «Этот великолепный торт» (Бельгия, Франция, Нидерланды) режиссерской пары Марка Джеймса Рулса и Эммы де Свэф. Действие каждой из пяти историй альманаха происходит в колониальной Африке конца XIX века. Есть версия, что именно эти слова когда-то произнес предприимчивый бельгийский король Леопольд II, сравнив Африку с богато декорированным тортом, урвать кусок которого были не прочь многие европейские правители.

Настроенческий и очень ностальгический «Пять минут до моря» питерского режиссера Натальи Мирзоян удостоен, возможно, самого ценного для авторов приза – зрительских симпатий. Забавно, что кто-то из иностранцев после просмотра никак не мог взять в толк, почему в фильме мама заставляет дочку выйти из воды и посидеть пять минут на берегу. Пришлось режиссеру объяснять, что у российских мам часто бытует убеждение, что дети могут перекупаться, а также рассказать про синие губы и гусиную кожу - кто ж не слышал про них в детстве?

Кадр из фильма "Теория Заката"

Про «Теорию заката» Романа Соколова писали уже много раз: филигранная точность каждого эпизода, выстроенная драматургия, тонкий юмор и философия. Человечек-время крутит педали велосипеда, встает солнце, а на маленькой улочке бурлит обычная жизнь, с радостями и печалями. Режиссер говорит, что не может решить сам, кому предназначено его кино – взрослым или детям? Жюри решило за автора, присудив ему спецприз за «лучший детский фильм». Но не все так просто. В хосписе, где Роман занимается анимацией с маленькими пациентами, нередко можно увидеть счастье и горе рядом, в один момент, под одной крышей. Совсем как в его фильме. Но, несмотря на видимую схожесть сюжетов, в жизни такой горький абсурд – тема не детская.

И, наконец, Гран-при фестиваля жюри присудило фильму «Митина любовь» Светланы Филипповой. Светлана, безусловно, блестящий художник, тонко чувствующий и понимающий, и опытный режиссер. Кстати, на фестивале в этот раз собрались сразу три мастера, чьи работы были дважды удостоены Гран-при фестиваля: Светлана Филиппова («Брут», 2015), Дмитрий Геллер («Привет из Кисловодска, 200;, «Маленькая ночная симфония», 2004) и Александр Петров («Сон смешного человека», 1993; «Старик и море», 1999). Нынешний фильм-победитель снят по одноименному рассказу Бориса Шергина, а на визуальный ряд, по словам Светланы, оказали влияние образы художников русского авангарда и современных мастеров наивного искусства.

- Я хотела показать это произведение Шергина как-то по-новому, - рассказала режиссер. - И случайно увидела работы наивного художника Павла Леонова. Он не так давно умер. У него была картина, на которой любовники скачут на зебре с лошадиным хвостом. И я сразу поняла, что вот оно – решение, идеально подходящее под эту историю. Кроме того, надо было найти время, когда происходит действие. Для меня это примерно 1913 год, и плюс еще три, до революции. А в начале фильма – рисунок Пушкина с кошками, который я давно хотела оживить.

Обладательница Гран-при Светлана Филиппова. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля.

Хочу сказать спасибо моему мастеру, Эдуарду Васильевичу Назарову, который подержал меня, когда я пришла к нему со своей идеей. Я очень сомневалась, возможно ли сделать этот фильм, но он сказал, что возможно...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру