Программа Чеховского театрального фестиваля: от китайской оперы до панк-кабаре

Мы составили навигацию по Чехов-фесту

14 мая в центре Москвы, а именно в Аптекарском огороде, стартует XIV Международный Чеховский фестиваль, имеющий 27-летнюю историю. 22 театра из 15 городов, 22 спектакля на 10 языках (включая язык балета и пантомимы); 73 представления для 100 000 зрителей Москвы и 60 000 — в российских регионах. «МК» составил карту самых интересных событий XIV Международного Чеховского фестиваля.

Мы составили навигацию по Чехов-фесту
«Тайгер Лиллиз играют «Гамлета» (театр Републик, Копенгаген). Фото: Miklos Szabo

В афише, разработанной на целых три месяца, древняя китайская опера XIII века соседствует с современным пекинским театром танца, а европейская хореография осваивает памятник классической китайской литературы. Масштабно будет представлена панорама современного театра Поднебесной.

Здесь с новыми работами — известные немецкие актеры Барбара Нюссе и Мартин Вуттке, режиссеры Виктория и Аурелия Тьере (Франция), Даниэле Финци Паска (Швейцария), выдающиеся европейские мастера танца Уильям Форсайт и Акрам Хан, два всемирно известных азиатских хореографа — Лин Хвай Мин и Лин Ли-Чен (Тайбэй).

Именно на Чеховском состоятся две мировые премьеры: первая — «Медведь» по одноименной чеховской пьесе-шутке в постановке Владимира Панкова (совместный проект самого Чеховского фестиваля и Центра драматургии и режиссуры). И вторая — «Семь притоков реки Ота» знаменитого канадца Робера Лепажа, являющего собой театральное путешествие во времени и пространстве к истокам грандиозных событий XX века. Наконец, программа Чеховского фестиваля-2019 станет частью Театральной олимпиады в Санкт-Петербурге.

«Жизель» (Английский национальный балет, Лондон). Фото: Tamara Rojo (c) Jason Bell.

«ПИОНОВАЯ БЕСЕДКА» (Шанхайский центр оперы куньцюй)

Традиционная китайская опера куньцюй, насчитывающая 600 лет, в связи с чем находится в статусе шедевров и нематериальных памятников человечества, находящихся под охраной ЮНЕСКО. Это дивной красоты зрелище играют и поют только на воде, и только в естественных декорациях. В Москве ими станет Зеркальный канал Аптекарского огорода в центре Москвы. Благоухающие цветы, зелень Ботанического сада МГУ, водная гладь — лучшая рама для печальной истории красавицы Ду Линянь. Однажды во сне она увидела своего возлюбленного, но, не найдя его наяву, умирает. Однако сила любви побеждает смерть.

Режиссер и автор музыки к этому спектаклю — обладатель премий «Оскар» и «Грэмми», композитор Тань Дунь (саундтрек к фильму «Крадущийся тигр, затаившийся дракон»). Он же — автор музыки, написанной для пекинской Олимпиады, и интернет-симфонии, исполненной первым в мире симфоническим интернет-оркестром.

А если во время спектакля разверзнутся небеса и небесные хляби обрушатся на московскую землю? Спектакль состоится при любой погоде: китайские артисты готовы к любым испытаниям, а их исторические костюмы и экзотический грим выдержат любую стихию.

«Буря» (театр Талия, Гамбург). Фото: Armin Smailovic

«БУРЯ» (театр Талия, Гамбург)

Да, это Шекспир и его последняя во многом философская пьеса — с духами острова, сильными мира сего, простыми смертными и их расплатой за грехи. Но это и размышления нового поколения режиссеров немецкого современного театра о будущем, а уж тут, уверяю вас, мало не покажется. 32-летняя Йетте Штекель с помощью классика высказалась жестко, насмешливо, опираясь на взгляды современных философов, о том, куда же катится современная европейская цивилизация. Вот один из них: «Утопия — верить, что все будет идти как шло. Беженцы — только начало. Настоящие проблемы придут потом. Возможно, у западного мира не хватит сил их решить. Тогда мы обречены» (философ Славой Жижек). Мятежная «Буря» из Гамбурга буквально купается в живой музыке — джаз, рок, рэп, что вселяет надежду: не так уж все апокалиптично.

«Донка» (компания Финци Паска, театр Види-Лозанн, Лугано). Фото: Viviana Cangialosi /Compagni Finzi Pasca

«ДОНКА» (компания Финци Паска, театр Види-Лозанн, Лугано)

Она вернулась — эта волшебная «Донка» из Швейцарии, сделанная в 2010 году режиссером Финци Паска как нижайший поклон нашему Антону Павловичу Чехову к его 150-летию. На этот раз в российской столице — новая редакция, полная самых ярких и неожиданных фантазий на тему Чехова: его жизни, его произведений, его образов. А переданы они искусством клоунады, акробатики, жонгляжа, музыки, сценографического искусства. Все ярко, изящно и чувствительно.

Кстати, донка — это всего-навсего маленькая удочка с маленьким колокольчиком вместо поплавка. Ведь Чехов, как известно, любил удить рыбку.

«КАРМЕН» (компания Наизм, Япония)

Единственный балетный спектакль, где звучит текст. Пионер современного японского танца Дзен Канамори, воссоздавая в танце свою «Кармен» и желая как можно ближе быть к первоисточнику, в свою танцевальную партитуру ввел фигуру рассказчика, то есть самого Просперо Мериме. Это его рассказ будет сопровождать танец любви и смерти работницы табачной фабрики — Кармен.

«КОЛОКОЛЬЧИКИ И ЗАКЛИНАНИЯ» (компания Bells&Spells, Париж)

И снова в Москве любимица столичной публики Аурелия Тьере из семейства Чаплинов. На этот раз она выступит в роли клептоманки. Нет-нет, не стоит пугаться, ибо похищая различные предметы и вещи, наша героиня отчего-то попадает во власть этих самых предметов. Здесь платье живет своей жизнью, вешалка вольно разгуливает по сцене, а столы и стулья думают, что они на катке, — то и дело ускользают. В общем, вещественный мир, где оказывается прелестная клептоманка, полон веселящего абсурда, юмора и нежности особого свойства.

Примечательно, что в качестве автора, режиссера и сценографа спектакля выступила мама Аурелии — Виктория Тьере, урожденная Чаплин.

«ВАНО И НИКО» (Театр им. Шота Руставели, Тбилиси)

«Добро всегда будет добром, зло — злом. И если иногда побеждает зло, то в итоге все равно добро выйдет победителем», — утверждает знаменитый грузинский режиссер Роберт Стуруа, написавший пьесу на основе рассказов культовой в Грузии книги рассказов Эрлома Ахвледиани. В центре ее — два молодых героя, которые устали быть один добрым, другой — злым. Роберт Стуруа очень много работает с русскими актерами, но в данном случае, он представит грузинских, а как те умеют играть, москвичам хорошо известно.

«Вечное движение жизни» (Ледженд Лин Данс Тиэтр, Тайбэй). Фото: пресс-служба Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова

«ВЕЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ ЖИЗНИ» (Ледженд Лин Данс Тиэтр, Тайбэй)

Ритуально-медитативно-гипнотическое зрелище — так, пожалуй, можно сказать о работе хореографа Лин Ле Чен, которая попыталась в танце и визуальных образах передать то самое вечное движение жизни, над которым размышляли ученые, философы и художники во все времена. Вдохновившись безбрежностью океана, омывающего Тайбэй, Лин Ле Чен удивительно тонко визуализирует, например, жизненный цикл прилива: сначала капли воды в облаке, затем — в дожде, в реке и море. Религиозные ритуалы, традиционные обряды и легенды.

ИЗ ДОСЬЕ "МК"

— Самый необычный участник за годы фестиваля — французский конный театр «Зингаро» Бартабаса, трижды побывавший со своими уникальными представлениями в российской столице. Самолетом сюда летели необычные «артисты» — 38 лошадей, 33 гуся и два ослика. И самое большое количество траков с декорациями — шестнадцать — также было у конного театра «Зингаро».

У него же самый необычный райдер — опилки, очищенные от пыли, зерно для лошадей-аллергиков. Правда, вместо голландской моркови лошадей кормили отечественной. При этом образцы корма отсылали во Францию на согласование.

«R.A.G.E.» (Ангелы на потолке, Париж).

«R.A.G.E.» (Ангелы на потолке, Париж)

Один из самых популярных во Франции театр марионеток с несколько сумасшедшим названием — «Ангелы на потолке» — взялся рассказать жизнь человека, которая была весьма странной, и это еще мягко сказано. Ромен Гари — летчик, герой французского Сопротивления времен Второй мировой войны, единственный в мире писатель, дважды удостоенный Гонкуровской премии по литературе, смешал в своей жизни правду и вымысел, талант литератора и дипломата, собственную жизнь и смерть. Он покончил с собой в 1980 году, выстроив смерть свою точно спектакль. Вот о таком человеке с помощью театра кукол, различных механизмов, живых шумовых установок и прочих подручных средств рассказывают «Ангелы на потолке».

«ФОРМОЗА» (Клауд Гейт, Тайбэй)

Это прощальный спектакль азиатского хореографа номер один Лин Хвай Мина, который подводит итог своей блистательной карьеры. «Формоза» в переводе с португальского означает «прекрасная», и Формозой до новейшего времени назывался нематериковый Китай. Мастер органично соединять на сцене танец и природу, Лин Хвай Мин в белом пространстве пишет свою хореографическую лебединую песню о жизни и любви к ней. Ибо только танец, по его мнению, является метафорой жизни.

«ТАЙГЕР ЛИЛЛИЗ ИГРАЮТ «ГАМЛЕТА» (театр Републик, Копенгаген)

Музыканты группы «Тайгер Лиллиз» из Копенгагена уже не раз взрывали Москву своим отвязным панк-кабаре. Но на этот раз они прибыли в российскую столицу в составе театра Републик, как участники спектакля «Гамлет» по Шекспиру. Похоже, что это будет еще тот Шекспир! Фарс, кабаре, наполненное черным юмором, цирком, кукольным театром… Одним словом, все смешалось в Датском королевстве. Поскольку конец предрешен, музыканты во главе со своим харизматиком Мартином Жаком дерзко ломают комедию, чтобы принц-меланхолик, и без того стоящий у бездны на краю, прожил свой короткий век без мучений и боли.

«11 воинов» (Труппа Джеки Чана, Пекин). Фото: пресс-служба Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова

«4 & 8» (Театр танца ТАО, Пекин)

«Я так не смогу. Это новый язык танца XXI века», — так Лин Хвай Мин говорит об искусстве китайского хореографа Тао Йе. Его театр уже признан иконой стиля в мире современного танца Китая, с ним сотрудничают известные бренды модной одежды. А между тем у его экспериментальных спектаклей нет названий — только порядковые номера: «4 & 8», например. Почему? «В словах нет смысла, — считает Тао Йе. — Тело — вот что может сказать больше и точнее. Ибо только в теле пребывает величайшая мудрость».

«МЕДВЕДЬ» (Чехов-фест, Центр драматурги и режиссуры, Москва)

Кто же не помнит классику советского кино — чеховского «Медведя» со звездами Михаилом Жаровым и Ольгой Андровской? Владимир Панков, взявший в союзники двух современных композиторов разных культур — Артема Кима (Узбекистан) и Даниила Посаженникова (Белоруссия), намерен мелодичный романс вывести на оперный уровень. Таким образом, вполне камерной истории о двух неприменимых соперников он придает чуть ли не эпический размах. Но при этом, легко играя разными музыкальными жанрами, он отражает непостижимую порой природу мужско-женских отношений.

Остается добавить, что в главных ролях выступят Елена Яковлева и Александр Феклистов.

«СЕМЬ ПРИТОКОВ РЕКИ ОТА» (Экс Макина, Квебек)

На финал фестиваля приготовлен роскошный подарок — спектакль «Семь притоков реки Ота» Робера Лепажа. Течение этой театральной реки рассчитано на семь часов, и это может испугать только дилетантов. Театралы же и поклонники выдающегося мастера из Квебека лишь вздохнут: жаль, что так коротко. Потому что как никто Робер Лепаж умеет управлять временем: останавливать, сжимать или убыстрять его неукротимый бег. И как никто умеет рассказывать истории, начинающиеся часто, кажется, с частности. Но, как оказывается потом, они становятся отправной точкой исследования проблем человечества и цивилизации. В «Семи притоках реки Ота» Робер Лепаж размышляет, как всего несколько килограммов урана, упавших в 1945 году на Японию, изменили ход человеческой истории. И как эта трагедия переписывает жизнь не только выживших, но и их потомков.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27970 от 14 мая 2019

Заголовок в газете: Чертова дюжина Чехов-феста: от китайской оперы до панк-кабаре

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру