Директора музеев рассказали о жизни в новой реальности

«Сейчас время глубокой медитации»

Вот уже полтора месяца миновало с того, как российские музеи вернулись из онлайн в офлайн и вновь открыли двери для посетителей. Однако пандемия вопрос о существовании в новой реальности совсем не утих. Пандемия продолжает вносить изменения в режим работы культурных учреждений, которые должны соблюдать специальные меры предосторожности с пресловутой социальной дистанцией, масками и перчатками. О влиянии многомесячного виртуального существовании рассказали руководители музеев.

«Сейчас время глубокой медитации»

«Многие воспринимают музеи, как нечто постоянное» - открыла виртуальную дискуссию искусствовед, историк архитектуры Федерика Росси. Она напомнила, что на самом деле музеи в их классическом виде появились лишь в восемнадцатом веке и, как всё человеческое, могут умереть. Об этом отчасти свидетельствуют данные ЮНЕСКО, согласно которым в результате пандемии 90% музеев по всему миру были закрыты, а более десяти процентов уже никогда не откроются. Кроме того, успешный опыт перехода в онлан во время карантина также ставит вопрос о выживаемости музеев в новых условиях, когда их экспозиции можно смотреть с экрана компьютера или телефона, находясь едва ли не в любой точки планеты. 

«Музей будет жить по-новому, и ничего обратно не вернётся» — сказал в начале своей речи директор «Эрмитажа» Михаил Пиотровский. Например, избавиться от представления о том, что музей определяется количество посетителей и уровнем дохода. По-нововому, считает Пиотровский, теперь можно взглянуть на проблему подлинности.

Музей — это непросто собрание картин, это традиции, бренд, обстановка, люди, которые там или нет — говорит директор «Эрмитажа — Поэтому музеи должны быть разными и непохожими друг на друга, тогда они и в онлайн и офлайн будут хорошо существовать.

Пиотровский убеждён, что зрителей надо воспитывать, а не привлекать. Тем более, когда все могут смотреть выставки онлайн, приход в музей становится роскошью. Хотя и до пандемии попасть туда было непросто, а теперь ещё сложнее. Понимание того, что приход в музей — привилегия, которую надо ценить, по словам Пиотровского, ещё одно важное осознание новой реальности. «Музей — это роскошь, которую мы дарим всем, а непросто супермаркет, куда можно войти и там всё хорошее» - подытожил он. Директор «Эрмитажа», как и его коллеги отметил, что бурное развитие онлайн сделает людей более подготовленными к непосредственному приходу в музей.

О том, что онлайн поможет подготовиться к восприятию Караваджо или Рафаэля говорил и генеральный директор Пинакотеки Брера Джеймс Брэдберн. Впрочем, он видит в переходе музеев в онлайн немало изъянов, связанных, главным образом, с определённым нарративом, который задаётся виртуальному зрителю. Вживую посетитель музея может сам решать на каком экспонате остановиться и как его воспринимать, а в онлайн формате это делают за него.

- В музее вы предоставляете зрителям огромную свободу, которую они не получают, когда смотрят фильм о выставке — объяснил Брэдберн — отсюда надо совершенствовать онлайн и создавать проекты, которые сочетают цифровой и реальный опыт.

В свою очередь директор Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Марина Лошак призналась, что с нетерпением ждёт, когда все ограничения, связанные с проведением выставок, уйдут в прошлое и оценить экспозиции сможет гораздо большее количество посетителей, чем теперь. Кроме того, Лошак боится, что многие настолько привыкнут к новым виртуальным возможностям, что так и останутся онлайн и не придут больше в музей.

- Сейчас для музеев время глубокой медитации, но мне бы очень хотелось, чтобы её с нами разделило общество и государство — заметила директор ГМИИ.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру