Роднянский поддержал новые правила «Оскара»

"Киноакадемия не может жить вдали от проблем американского общества"

Американская киноакадемия объявила сенсационные новые правила, которым с 2024 года должны соответствовать картины, выдвигаемые на «Оскар» в категории «Лучший фильм».  Главную роль или роль второго плана должен играть минимум один «цветной» актер, не меньше 30 процентов второстепенных и эпизодических ролей должны играть женщины, представители  расовых и этнических групп, представители ЛГБТ и  люди с ограниченными возможностями. Ситуацию нам прокомментировал продюсер Александр Роднянский.

"Киноакадемия не может жить вдали от проблем американского общества"
Кадр из фильма.

Сюжетная линия и тема потенциального лучшего фильма должны быть заявлены с учетом этих нововведений. На долю вышеперечисленных меньшинств должны приходиться как минимум две творческие и руководящие должности. Академия приводит четыре критерия, два из которых как минимум должны быть соблюдены. Только в этом случае фильм сможет  претендовать на звание «Лучший  фильм года». 

В ее заявлении подчеркивается, что нововведения направлены на борьбу с притеснениями в отношении расовых, этнических, сексуальных и иных меньшинств, а также женщин. 

Если мы обратимся к списку победителей последних лет, то увидим, что эти нормы соблюдались и без особых предписаний. Вспомним фильмы «Зеленая книга» 2018-го года о темнокожем музыканте-гомосексуалисте или  «Лунный свет» 2016- го о темнокожем гее-подростке. 

Вспомним более раннюю «Полуночную жару» 1967 года: она впечатляет расовыми предрассудками, царившими в американском обществе тех лет, противостоянием героев - белого шерифа и черного детектива. Был ли выход этого фильма в какой-то степени ответом на запросы общества или нет, теперь уже не имеет значения. Мы имеем дело с картиной высокого художественного уровня. 

Еще свежи в памяти страсти вокруг признанного мировой классикой фильма «Унесенные ветром» 1939 года. Его и раньше обвиняли в расизме, но  после выхода статьи, призывающей запретить  показ в кинотеатрах, конкретными событиями в Америке, связанными с расстрелом афроамериканцев, все это вспыхнуло вновь. 

О том, почему все это происходит, мы поговорили с продюсером Александром Роднянским, не раз представлявшем вместе с Андреем Звягинцевым Россию на церемонии вручения премии «Оскар».  

- Можете объяснить причину нововведений, которые многим кажутся странными?

- Американская киноакадемия делает это ради общественного спокойствия США. Меня всегда удивляла наша нездоровая реакция на национальную награду другой страны. «Оскар» - конечно, самая главная награда в мире по степени своего влияния   в сфере кинематографа, но, тем не менее, речь же идет о другой стране. Все начинают говорить, абсолютно не включаясь в широкий общественный, социальный и политический  контексты.  

Америка меняется. Естественно, у нее появляются новые этические нормы. Там не могут не откликаться на движение Black Lives Matter, на все, что связано с попыткой не просто бороться с расизмом, как это было раньше, но создать предпосылки для того, чтобы он исчез как таковой. И это касается не только черных американцев, но и   азиатов, латиноамериканцев, любых других групп.

Общество разнородно, разнообразно, а кинематограф долгие годы, с их точки зрения, репрезентировал не настоящее общество во всем его разнообразии,  а общество элит – белых, гетеросексуальных и  так далее. 

Теперь общество пытается через Киноакадемию повлиять на интеграцию в активные общественные сегменты представителей  недорепрезентированных групп. Это сегодня главное слово. В эту категорию входят  азиаты, черные, представители ЛГБТ, инвалиды, люди с физическими и психологическими особенностями. Для того, чтобы они чувствовали себя полноценными членами общества, Академия и вводит новые правила, которые мотивируют работодателя занимать этих людей. 

У нас это часто трактуется как стремление и необходимость получить «Оскар». Но не в этом дело. А в том, чтобы внутри  индустрии появились люди, которые в дальнейшем смогут оказывать влияние на появление более широких и разнообразных возможностей. Сейчас одним из главных правил, на которое мало обращают внимание, является обязательство по отношению к компаниям брать на работу стажеров и практикантов из  представителей этих недостаточно представленных групп.    

Насколько это рационально и разумно, не мне решать, как и другим россиянам, немцам, французам. Мне кажется, что мы об этом судить не должны. Я заметил, что  на сайте Академии наши соотечественники начали всех далеко посылать  матом.  Это ужасно. Такое впечатление, что они пишут про российские премии «Золотой орел» или «Ника». Я не живу в США, но понимаю, что у них есть реальные проблемы, с которыми они пытаются эффективно, а может быть, и не очень эффективно бороться. 

- Разве не страдают мировые фестивали от того, что начинают выдвигать вперед женское кино, вопреки его качеству?

- В Каннах в прошлом году было несколько сильных фильмов, снятых женщинами. Прежде всего я бы назвал «Портрет девушки в огне» Селин Сьяммы и «Малыш Джо» Джессика Хауснер, Никого там не двигают. Мне кажется, что это во многом наша реакция. А вы, как женщина, считаете, что женщины в достаточной степени представлены в кино и обладают теми же возможностями, что и мужчины?

- Во всяком случае в России много женщин-режиссеров, им жаловаться не стоит.

- Мы последние десять лет на фестивале «Кинотавр» следим за тем, чтобы  фильмы женщин-режиссеров появлялись, и начали это делать задолго до  американских дискуссий. В нашей киноиндустрии мужчины намного больше. Это же вопрос отношения к демократии и правам человека. 

Если мы признаем, что у всех должны быть равные права, то должны понимать, что и права разнообразных меньшинств должны быть защищены и укреплены. Долгие годы считалось, что есть политические меньшинства. Но есть же и другие - религиозные, сексуальные, этнические, расовые. 

С нашей стороны трудно судить об изменениях в регламенте Американской киноакадемии, не вдаваясь в подробности столетней борьбы  с расизмом  и прочими обстоятельствами, не зная тех  отличий, которые  существуют в разных городах и штатах.  Я на  себя не возьму такую смелость.

"Мир сошел с ума": кинокритиков ужаснули новые правила "Оскара"

Смотрите видео по теме

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28360 от 10 сентября 2020

Заголовок в газете: Не нашего «Оскара» дело