Сюжетная линия и тема потенциального лучшего фильма должны быть заявлены с учетом этих нововведений. На долю вышеперечисленных меньшинств должны приходиться как минимум две творческие и руководящие должности. Академия приводит четыре критерия, два из которых как минимум должны быть соблюдены. Только в этом случае фильм сможет претендовать на звание «Лучший фильм года».
В ее заявлении подчеркивается, что нововведения направлены на борьбу с притеснениями в отношении расовых, этнических, сексуальных и иных меньшинств, а также женщин.
Если мы обратимся к списку победителей последних лет, то увидим, что эти нормы соблюдались и без особых предписаний. Вспомним фильмы «Зеленая книга» 2018-го года о темнокожем музыканте-гомосексуалисте или «Лунный свет» 2016- го о темнокожем гее-подростке.
Вспомним более раннюю «Полуночную жару» 1967 года: она впечатляет расовыми предрассудками, царившими в американском обществе тех лет, противостоянием героев - белого шерифа и черного детектива. Был ли выход этого фильма в какой-то степени ответом на запросы общества или нет, теперь уже не имеет значения. Мы имеем дело с картиной высокого художественного уровня.
Еще свежи в памяти страсти вокруг признанного мировой классикой фильма «Унесенные ветром» 1939 года. Его и раньше обвиняли в расизме, но после выхода статьи, призывающей запретить показ в кинотеатрах, конкретными событиями в Америке, связанными с расстрелом афроамериканцев, все это вспыхнуло вновь.
О том, почему все это происходит, мы поговорили с продюсером Александром Роднянским, не раз представлявшем вместе с Андреем Звягинцевым Россию на церемонии вручения премии «Оскар».
- Можете объяснить причину нововведений, которые многим кажутся странными?
- Американская киноакадемия делает это ради общественного спокойствия США. Меня всегда удивляла наша нездоровая реакция на национальную награду другой страны. «Оскар» - конечно, самая главная награда в мире по степени своего влияния в сфере кинематографа, но, тем не менее, речь же идет о другой стране. Все начинают говорить, абсолютно не включаясь в широкий общественный, социальный и политический контексты.
Америка меняется. Естественно, у нее появляются новые этические нормы. Там не могут не откликаться на движение Black Lives Matter, на все, что связано с попыткой не просто бороться с расизмом, как это было раньше, но создать предпосылки для того, чтобы он исчез как таковой. И это касается не только черных американцев, но и азиатов, латиноамериканцев, любых других групп.
Общество разнородно, разнообразно, а кинематограф долгие годы, с их точки зрения, репрезентировал не настоящее общество во всем его разнообразии, а общество элит – белых, гетеросексуальных и так далее.
Теперь общество пытается через Киноакадемию повлиять на интеграцию в активные общественные сегменты представителей недорепрезентированных групп. Это сегодня главное слово. В эту категорию входят азиаты, черные, представители ЛГБТ, инвалиды, люди с физическими и психологическими особенностями. Для того, чтобы они чувствовали себя полноценными членами общества, Академия и вводит новые правила, которые мотивируют работодателя занимать этих людей.
У нас это часто трактуется как стремление и необходимость получить «Оскар». Но не в этом дело. А в том, чтобы внутри индустрии появились люди, которые в дальнейшем смогут оказывать влияние на появление более широких и разнообразных возможностей. Сейчас одним из главных правил, на которое мало обращают внимание, является обязательство по отношению к компаниям брать на работу стажеров и практикантов из представителей этих недостаточно представленных групп.
Насколько это рационально и разумно, не мне решать, как и другим россиянам, немцам, французам. Мне кажется, что мы об этом судить не должны. Я заметил, что на сайте Академии наши соотечественники начали всех далеко посылать матом. Это ужасно. Такое впечатление, что они пишут про российские премии «Золотой орел» или «Ника». Я не живу в США, но понимаю, что у них есть реальные проблемы, с которыми они пытаются эффективно, а может быть, и не очень эффективно бороться.
- Разве не страдают мировые фестивали от того, что начинают выдвигать вперед женское кино, вопреки его качеству?
- В Каннах в прошлом году было несколько сильных фильмов, снятых женщинами. Прежде всего я бы назвал «Портрет девушки в огне» Селин Сьяммы и «Малыш Джо» Джессика Хауснер, Никого там не двигают. Мне кажется, что это во многом наша реакция. А вы, как женщина, считаете, что женщины в достаточной степени представлены в кино и обладают теми же возможностями, что и мужчины?
- Во всяком случае в России много женщин-режиссеров, им жаловаться не стоит.
- Мы последние десять лет на фестивале «Кинотавр» следим за тем, чтобы фильмы женщин-режиссеров появлялись, и начали это делать задолго до американских дискуссий. В нашей киноиндустрии мужчины намного больше. Это же вопрос отношения к демократии и правам человека.
Если мы признаем, что у всех должны быть равные права, то должны понимать, что и права разнообразных меньшинств должны быть защищены и укреплены. Долгие годы считалось, что есть политические меньшинства. Но есть же и другие - религиозные, сексуальные, этнические, расовые.
С нашей стороны трудно судить об изменениях в регламенте Американской киноакадемии, не вдаваясь в подробности столетней борьбы с расизмом и прочими обстоятельствами, не зная тех отличий, которые существуют в разных городах и штатах. Я на себя не возьму такую смелость.