На фестивале «Территория» предложили поиграть людьми

Зрители стали частью танцевального перформанса в ММОМА

Хореографическая программа юбилейного 15-го фестиваля-школы современного искусства «Территория» открылась необычным перформансом «Сеанс одновременной игры». По задумке хореографа и лауреата «Золотой маски» Анны Абалихиной зрители становятся не просто соучастниками процесса. Они могут влиять на перформанс и танцоров, которые его создают. Порой – только в качестве вдохновения, а иногда – в виде сложнейшего физического испытания, которое непросто выдержать даже профессиональным танцовщикам из театра «Балет Москва».

Зрители стали частью танцевального перформанса в ММОМА
Фото: Наталья Думко

Игра начинается еще на входе в Московский музей современного искусства. Гостей делят на команды по 5-7 человек, вручают маски, перчатки (если нет) и путевой лист. Полупрозрачная страница в половину листа А4 состоит из списка залов и самого маршрута, по которому придется пройти. Комнат всего 8. Танцоров – на 1 меньше: Анастасия Пешкова, Ирина Лобкова, Илья Карпель, Ольга Тимошенко, Алексей Нарутто, Алексей Тихонов и Андрей Остапенко. Зритель должен перемещаться по выставочному пространству музея согласно индивидуальному маршруту, который, ввиду времени или регулировании людского потока, охватывает не всех танцовщиков.

Первым пунктом в моем листе стоит зал № 6. Это пространство Алексея Нарутто, которого непросто заметить за дополнительной инсталляцией из подвешенных на уровне головы деревянных листов. В группе около 5-7 человек. Все ждут условного звукового сигнала, с которого должен начинаться и заканчиваться мини-сеанс. Пока участники процесса ищут свои залы, гости рассматривают дополнительные инсталляции. Они не имеют прямого отношения к «Сеансу одновременной игры», но служат негласной декорацией к происходящему.

Алексей Нарутто готовится к перформансу

Нарутто сходу вовлекает растерянного зрителя в «поле синтетического театра» и предлагает каждому выполнить несколько нехитрых движений: помириться с миром через мизинчики, как все это делали в детстве, или принять позу недотроги, если ничего делать не хочется. К слову, театральная программа перформера имеет системный характер и при желании заказчика позволит ему омолодиться, просветиться и сработать катализатором будущего успеха. Зрители могут даже купить полные версии «лотов» – номер банковской карты и варианты пожертвований написаны в программке «Сеанса».

После первых 10 минут тихий звуковой свист перемещает нас в следующий зал, где танцор Алексей Тихонов пытается разгадать влияние вселенной на свое тело. «Месяц назад я понял, что театр – это место, где можно увидеть огромную скорость Вселенной», – говорит 24-летний танцовщик.

Между мини-сессиями остается порядка 2-3 минут на переход к новому залу. Так что времени на спокойное созерцание музейных инсталляций почти не остается. Но каждый новый переход дает зрителю все больше власти над происходящим. Вот уже в зале № 8 нас поджидает хореографическая кухня Андрея Остапенко. Молодой человек призывает выйти в расчерченный на полу квадрат и показать ему пару бытовых движений. Он мгновенно их зарисовывает и встраивает в собственный танец. Ограничений нет: вы можете просто повернуть голову влево, а можете неестественным образом выгнуть спину, тем самым усложнив задачу танцовщику.

Кульминацией нашего маршрута становится тотальное доминирование над человеком. В зале №1 Анастасия Пешкова предлагает поуправлять ею через меню в телефоне, которое зритель открывает по QR-коду. В нем 5 пунктов: о себе, суставы, Frame up Strip, романтический балет и огненный танец. Каждый предполагает то или иное хореографическое действие, которое в мгновение обязана исполнить Пешкова. Вот только зритель не готов долго наблюдать за танцем. Ведь у него в руках пульт от настоящего человека! Как тут не поиздеваться.

Андрей Остапенко объясняет особенности хореографической кухни

Прогулка для всех групп заканчивается одинаково – в зале для спид-дейтинга, своеобразного аналога быстрым свиданиям. Только в паре у зрителей не кандидаты на романтический вечер, а сами танцоры. В «Сеансе одновременной игры» нет четких правил. Разве что время. Но несмотря на это, часовой путешествие по душам и мыслям незнакомых людей оставляет незабываемое впечатление в зрительском сознании.