Библиотекари рассказали кинематографистам, как бороться с пандемией

Фестиваль фильмов о правах человека зародил в людях веру в лучшую жизнь

Международный фестиваль фильмов о правах человека «Сталкер» провел в Белгороде выездную акцию. Первоначально предполагался другой город и даже регион, но там губернатор пострадал от пандемии, и мероприятие отменили. На встрече с кинематографистами сотрудники библиотек рассказали о своем рецепте спасения от болезни.

Фестиваль фильмов о правах человека зародил в людях веру в лучшую жизнь
Надежда Горелова в фильме «Простой карандаш»

В Белгороде кинематографисты представили фильмы «Керосин» Юсупа Разыкова, «Кулаков великого предела» Владимира Непевного о представителе советского неофициального искусства и участнике первых подпольных выставок, «Против течения» Григория Курдяева о паралимпийце, мастере спорта по плаванию среди незрячих Андрее Филиппове, «Юра — музыкант» о лидере «ДДТ» Юрии Шевчуке, за жизнью которого режиссер Павел Селин наблюдал 11 лет…

«Простой карандаш» Натальи Назаровой, где бы его ни показывали, вызывает массу эмоций. Много вопросов к исполнительнице главной роли Надежде Гореловой, сыгравшей питерскую художницу, приехавшую в небольшой поселок, где отбывает в колонии наказание по «болотному делу» ее муж. Героиня устраивается учителем рисования в школу, где учатся дети работников карандашной фабрики. «История выдуманная, но люди писали в письмах: «Откуда вы знаете про меня?» Кто-то также спас мальчика в сибирской деревне, и он стал художником, как и наш герой», — рассказывает Надежда Горелова. Снимались в основном непрофессиональные артисты, жители Сегежа, что в Карелии. Только соседку, директора школы, некоторых учителей да брата мальчика Миши сыграли профессионалы. «Я тоже умею рисовать, и это очень помогло. Мой папа хотел, чтобы я стала архитектором, и я год рисовала карандашом головы, драпировки, — рассказывает актриса. — По данным ЮНЕСКО, простой карандаш входит в пятерку вещей, от которых человечество никогда не откажется». Только одной зрительнице не понравилось то, героиня приезжает из столицы в провинцию и видит ее в мрачном свете. Несмотря на беспросветность, надежда остается, и два юных героя пойдут по другому пути, не станут жить по страшным законам своего поселка.

Ярослав Жалнин и органист Белгородской филармонии Тимур Халиуллин.

«Смотри как я» Георгия Сальникова представлял актер и продюсер Ярослав Жалнин, известный по роли Гагарина в картине «Гагарин. Первый в космосе», имеющий портретное сходство со своим героем. Это его первый продюсерский опыт, и историю он придумал сам. Она родилась из личного общения с незрячими ребятами, которым захотелось помочь. «У меня много слабовидящих друзей. В Театре имени Булгакова, где я работаю, идет спектакль «Чучело», который хотели играть в темноте. Мы там создаем световые эффекты, запахи и ощущение ветра. После спектакля к нам подошли незрячие зрители и спросили: «Можно вас потрогать?» Им нужно внимание. У нас их называют людьми с ограниченными возможностями, а в некоторых странах — людьми с повышенными потребностями. Есть ведь разница? Очень опасна гиперопека, которой взрослые окружают детей. Поэтому наш слепой герой и бежит из дома. Ему 18 лет, а он словно в колбе находился. Важно в какой-то момент сказать ему: «Живи!» В финале он ведет себя как зрячий. Слепой человек не может бегать, а у нас он догоняет девушку. Все как в сказке, и зритель может представить два финала, поразмышлять, живы герои или нет».

В рамках фестиваля в Белгородской научной библиотеке состоялся разговор на тему «Экология человека» при содействии Фонда Розы Люксембург. Наверное, поэтому и собрались исключительно женщины во главе с директором библиотеки Надеждой Рожковой. Собрались специалисты местных центров медпрофилактики, гигиены и эпидемиологии, защиты прав потребителей. И выяснилось, что библиотеки помогают бороться с пандемией и предотвращать заболевания. В Губкине есть даже библиотека здоровья. Уделяют там внимание проблеме чистой воды и родникам, воспитывая к ним трепетное отношение, привычку заботиться об их благоустройстве. Когда началась пандемия и, как водится, не хватало кадров на борьбу с ней, на передовую забирали врачей, занимающихся профилактикой заболеваний. Но оптимизма они не теряют, в ближайшее время будут создавать центры общественного здоровья, предложили даже организовать агитационно-пропагандистские поезда здоровья, которые бы ездили по области. А в местных библиотеках уже давно занимаются библиотерапией, устраивают встречи со спортсменами, теми, кто перенес инфаркт, но сумел вернуться к нормальной жизни. Хороший пример заразителен. Участники дискуссии призвали ориентироваться на Японию, где люди живут до 90 лет, не есть после 18.00. Лучше книжку в это время почитать, в кино сходить. Глядишь — и аппетит пройдет. В общем, библиотеки напомнили, что они есть и там могут происходить самые невероятные вещи.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28417 от 17 ноября 2020

Заголовок в газете: Простой карандаш спасет мир