Директор музея Пушкина: "Лановой невероятно заряжал"

Евгений Богатырёв вспомнил выступления выдающегося артиста

Василий Лановой, ушедший на восемьдесят восьмом году жизни, был не только выдающимся актёром, но и превосходным чтецом. Особенно ему удавалось исполнение стихов Пушкина. Директор государственного музея Пушкина Евгений Богатырёв вспоминает выступления выдающегося артиста.

Евгений Богатырёв вспомнил выступления выдающегося артиста

- Василий Семёнович многие десятилетия был членом нашего учёного совета и настоящим другом музея, – говорит Евгений Богатырёв. – Традиция дружбы музея с театром им. Вахтангова существовала всегда, но Василий Семёнович был, наверное, самым главным из тех, кто посещал наш музей. Он мог зайти просто так, проходя мимо, откликался на все пушкинские события, всегда приходил и читал Пушкина. Для нас это было очень важно. Я, готовя события ко дню памяти Пушкина (10 февраля) и ко дню рождения поэта (6 июня), помню, как посетители подходили ко мне и спрашивали: «А придёт Василий Семёнович?». До конца я не мог сказать точно, придёт он или нет, потому что он был человеком занятым – у него и театр, и гастроли. Но если у него появлялась хоть малейшая возможность, хоть полчаса времени, он обязательно прибегал. Благо, дом его рядом с нашим музеем.

- Как воспринимали его чтение зрители?

- Он невероятно заряжал. В нём было столько позитива и яркой божественной энергии, что после его выступления вся аудитория, и я в том числе, наполнялись по-пушкински «чувствами добрыми». Он умел наполнять добрыми чувствами всех, кто его видел и слушал. Прочитать стихи Пушкина – это высший пилотаж актёрского мастерства. Мы можем назвать не так много имён тех, кто блестяще читал пушкинскую поэзию. Василий Семёнович стоял на вершине этой пирамиды великих.

Хорошо помню и знаю, как он работал со своими учениками. Он хотел, чтобы они понимали Пушкина, поэтому приводил их в музей. Ему было очень важно, чтобы они прошли по экспозиции, услышали факты биографии и творческих поисков поэта. Он делал это и у нас на Пречистенке, и на Арбате в Мемориальной квартире Пушкина, которую любил, и участвовал в концертах. Он чувствовал здесь себя как дома. В свои юбилеи – 80 и 85 лет – всегда ко мне приходил и говорил: «Мне хочется для своих друзей, которые не впрямую связаны с театром, провести юбилейный праздник в твоём музее. Никакая другая площадка не важна для меня так, как музей Пушкина». Естественно, мы это организовывали. Василий Семёнович дарил нам ощущение пушкинского праздника, а мы старались ему ответить тем же. Мы устраивали целые чтецкие вечера, когда звучал не только Пушкин, но и Толстой, и Достоевский, звучала поэзия второй половины XIX века и поэзия XX века. Он приводил студентов в такое место, где русская классическая литература звучит совершенно иначе.

- Вы помните последние беседы с Василием Семёновичем?

- Мы с ним виделись на каких-то событиях вне музея и перезванивались. В последний год, к сожалению, реже. Последнее его яркое выступление было 6 июня 2019 года, когда он 15-20 минут читал стихи, восхищая аудиторию – 500-600 человек в нашем Атриуме. Это было блестяще. Потом мы с ним много говорили. Он всегда делился своими планами. Иногда, как ни странно, будучи человеком абсолютно авторитетным, советовался. Я был в какой-то степени проводником Василия Семёновича в литературные музеи и знакомил его с теми директорами, которые хотели бы его пригласить. Да, не всё получалось: и занятость, и возраст не всегда позволяли доехать до того или иного музея. По просьбе моих коллег я всегда звонил Василию Семёновичу и просил его, по возможности, приехать в Ясную Поляну, или в Спасское-Лутовиново, или в станицу Вёшенскую. Для этих музеев имя Василия Семёновича – великое имя и честь, гордость, если он приезжал. Я не представляю, как мы будем без него. Он был с нами всегда: и в радостные, и в грустные минуты.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру