Обладавший уникальным голосом Лановой в детстве боролся с речевым недугом

Режиссер Мурад Ибрагимбеков: «Если он читает Гамзатова, это уже культурологическое событие»

У Василия Ланового был изумительный и редкой красоты голос. Он великолепно читал стихи, а кинематографисты не раз приглашали его в качестве рассказчика для чтения закадрового текста в документальном кино. Тем удивительнее, что в детстве будущий актер заикался и избавился от этого,  напевая протяжные украинские песни.   

Режиссер Мурад Ибрагимбеков: «Если он читает Гамзатова, это уже культурологическое событие»

В семилетнем возрасте родители отправили Василия Ланового вместе с сестрами к дедушке и бабушке. Там, под Одессой, он пережил страшные минуты, когда немецкий солдат полоснул огнем над его головой. После этого ребенок стал заикаться. Уже позднее врач посоветовал ему петь протяжные украинские песни, чтобы победить недуг. 

Голос Ланового звучит за кадром в документальной эпопее «Великая Отечественная» Романа Кармена, сделанной при участии советских и американских документалистов в конце 70-х. В версии, сделанной для зрителей США, рассказчиком стал  американский актёр Берт Ланкастер. В русском аналоге звучит голос Василия Ланового. 

В документальной картине «Мой Дагестан. Исповедь» о поэте Расуле Гамзатове тоже звучит голос Ланового. Мы поговорили с ее режиссером  Мурадом Ибрагимбековым о том, как проходила их совместная  работа. 

- Голос у Василия Ланового был особенный. И все же, почему вы пригласили в ваш фильм именно Василия Семеновича?

- Никаких особых сомнений и размышлений не было по поводу того, чей голос нам необходим. Василий Лановой и Расул Гамзатов приятельствовали. И Василий Семенович в нашем фильме говорит об этом. Мы познакомились на записи интервью о Гамзатове.  Приехали в Театр им. Вахтангова, где Лановой  после спектакля дал нам большое интервью. После этого я сказал: «Мы бы хотели, чтобы ваш голос звучал в картине. Можете ли вы уделить нам две-три смены?»  Он согласился. Приехал на студию и все записал.  Я получил громадное удовольствие от общения с ним. Он был невероятный рассказчик. Я к нему относился как к некой иконе, классику отечественного кино.

- Он сразу садился у микрофона и делал то, что вы от него ждали?

- Я его встречал, провожал в  зал, приносил чай, кофе или воду, и начиналась работа. Его голос звучал очень хорошо. Иногда я просил сделать что-то конкретное, но такие пожелания были минимальны. Он был профессионалом, и ему не особо и нужен был режиссер. Василий Лановой приходил абсолютно подготовленный, хорошо знал текст. Он был очень точен в работе.  

- Как-то Юрий Норштейн сказал, что голос Алексея Баталова имеет терапевтические свойства, и его надо разливать в бутылочки и продавать в аптеке. У Ланового тоже был особенный тембр.

- На мой взгляд, его голос невероятно поднял наш фильм. Это была абсолютно точная привязка к образу, в нем было ощущение эпохи.  Гамзатов и Лановой  были близки в своих взглядах и оценке новейшей истории России, поэтому выбор Василия Семеновича был правильным. Когда кто-то сказал, что его  голос будет перевешивать, я ответил: «Если талантливый  актер читает Гамзатова, то это будет хорошо сделанная работа и хорошее кино. А если Гамзатова читает Лановой, то это  уже культурологическое событие». И оказался прав. Гамзатов и Лановой  к концу жизни стали намного больше, чем  замечательный поэт и талантливый актер. Они были некими символами  нескольких поколений и страны.  

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28469 от 1 февраля 2021

Заголовок в газете: Народный аристократ России

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру