В Москву привезли сексуальную «Пышку» из Армении

На Чеховском фестивале показали черно-белое кино

До Чеховского фестиваля, который из-за ужесточения мер безопасности несет потери в международной программе, все-таки добрались театры Армении, Грузии и Азербайджана. Первым кавказскую серию открыла «Пышка» небольшого государственного театра «Амазгаин» им. Соса Саркисяна из Еревана. Режиссер Нарине Григорян предложила совершенно неожиданное прочтение известной новеллы Ги де Мопассана «Пышка». 

На Чеховском фестивале показали черно-белое кино
Фото: chekhovfest.ru, Татев Дурян.

Спектакль играют на армянском языке с субтитрами, но и без них можно было бы вполне обойтись — настолько понятен замысел режиссера и содержание новеллы, которая после ее публикации в 1880-ом году вывела никому неизвестного 29-летнего дебютанта на первые позиции французской литературы. Постановка театра из Армении, если не балет, то  больше театр жеста, движения, пластики, чем  драматический. В данном случае, скорее, немое кино на сцене, чем театр на экрне.  Текст сведен к минимуму и обозначает поворотные моменты сюжета. 

В «Пышке», действительно, тесное сплетение музыки и пластического рисунка героев   (Юрий Костанян). Действие новеллы происходит во время франко-прусской войны 1870 года. Оккупанты выпускают из Руана дилижанс, в котором едут представители обеспеченных слоёв общества, две монахини и проститутка по прозвищу Пышка. Это она в одиночку набросилась на прусского солдата и и теперь  вынужден скрываться. Это она позже гордо откажет в своем ремесле прусскому офицеру — НИКОГДА!!! 

Под «Болеро» Мориса Равеля группа людей в холодный зимний день загружается в повозку. Рассказчик в паузе, возникающей между тактами, объявляет стоп-кадр, чтобы представить персонажей: вот состоятельные супруги Каррэ-Ламадон, за ними появится и на секунду замрёт чета  Луазо, а вот мелкий политический деятель Корнюдэ, внешне неопрятен, но надменен. Ещё две суетливые  монашки и наконец мадам Элизабет Руссе, аппетитная, витального вида дамочка с багажом, полным провизии, предусмотрительно взятой в дорогу. Собственно, это и есть Пышка — жрица любви, женщина с низкой социальной ответственностью в ответственный исторический момент судьбы своей страны.  

«Маленькая, вся кругленькая, заплывшая жиром, с пухлыми пальцами, перетянутыми в суставах наподобие связки коротеньких сосисок, с лоснящейся и натянутой кожей, с необъятной грудью, выдававшейся под платьем, она была еще аппетитна, и за нею немало увивались, до такой степени радовала взор ее свежесть».

Ее сомнительная репутация заставляет спутников держаться от нее на дистанции, демонстрируя ей высокомерие и пренебрежение. Однако проголодавшись, без зазрения совести примут от Пышки пирожки и сделают вид, что забыли о ее неприличном ремесле. Но в критический момент каждый сделает свой выбор и окажется тем, кто он есть на самом деле. Истинным или ложным патриотом, лицемером или порядочным человеком. Проявится низость высокопоставленных и чистота души павших. И всё это почти без слов под музыку Жака Оффенбаха, Жан-Марка Зельвера, Джун Мияке, Альфреда Шнитке.

Выразительные жесты армянских актеров, помноженные на национальный темперамент, придают постановке гротескный и даже фарсовый характер. Движения их преувеличены, синхронны в момент заговора, носят цикличный характер. Человеческая комедия в прямом смысле слова с драматической развязкой.

Но вряд ли бы постановка имела такой успех и получила бы шанс приехать в Москву на престижный театральный фестиваль, если бы на заглавную роль не нашлось актрисы. Татев Казарян — безусловная удача спектакля. Кажется, другую Пышку трудно себе представить — полностью соответствует этому прозвищу. Белотелая, как подрумяненная свежая  булка, соблазнительная, манкая, но при этом простодушная и наивная. Богатая природная фактура опирается на актерское мастерство — комичная, с выразительным жестом и взглядом своих красивых черных глаз... Флёр пряного замеса оставляет игра Татей Казарян. Да и весь ансамбль работает замечательно в постановке, так похожей на немое черно-белое кино. 

Нарине Григорян, актриса и режиссер убеждена, что театр не место для рамок. «Театр — это свобода. Это полет. Нужно получать удовольствие от того, что ты делаешь. Мы же балуемся. Так надо баловаться профессионально. Всем сердцем. В конце остается энергия…» Ее слова полностью воплощены в постановке, которая имела успех у московской публике. 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру