Лариса Садилова сняла фильм в огороде с Валентиной Теличкиной в главной роли

Провинциальных героев сыграли сельские жители

Кинорежиссер Лариса Садилова после премьеры «Однажды в Трубчевске» на Каннском кинофестивале приступила к съемкам новой картины «Огород». Даже пандемия надолго не остановила ее работу. Как только стало возможным, Лариса вместе с продюсером Рустамом Ахадовым и оператором Анатолием Петригой тут же отправилась на выбор натуры на свою родину в Брянск.

Провинциальных героев сыграли сельские жители
Лариса Садилова с Валентиной Теличкиной, оператором Анатолием Петригой и членами съемочной группы. Фото: Геннадий Самохвалов.

На днях Андрей Кончаловский многих удивил заявлением о том, что кинематографистам пора уйти в поля и огороды и там и снимать, оттуда двигаться к главной цели. Собственно, этим всю жизнь и занимается Лариса Садилова. Она певец маленьких городков и самых обычных людей, среди которых выросла. Героями ее новой картины стали немолодые люди из провинции. А снимала она как раз в огороде, который поднял на щит рафинированный Кончаловский.

На пустыре в селе Речица под Брянском построили дом, посадили огород. Художник-постановщик Владимир Ярин рассказывает: «Мы собирали декорацию по заброшенным деревням. Сруб разобрали и привезли из одного места, окна и наличники — из другого, двери из третьего. Полы и балки собирали в разных домах. Построили теплицу, навес, забор. Огород посадили заранее. Местные жительницы работали с весны, а во время съемок его поливали и пропалывали». Огород пришлось сажать дважды и в разных местах. В кино так часто бывает. Оно складывается из сотни случайностей. Меняются объекты, сезоны, люди. Казалось бы, зачем что-то сеять и выращивать, когда можно арендовать дом и огород у местных жителей. Но это неудобно, не всегда совпадает с видением авторов. Кроме того съемочная группа способна затоптать все на свете, так что потом придется выращивать все с нуля. 

Главная героиня Зоя ездит в свой ветхий деревенский домик из города, как челнок. Огород кормит всю ее семью. Чуть ли не каждый день она преодолевает по 40 км, чтобы полить растения. Зою сыграла Валентина Теличкина — актриса на все времена. Зрители ее полюбили с самых ранних работ в «Журналисте» и «У озера» Сергея Герасимова. Потом были «Начало» и «Васса» Глеба Панфилова, «Не может быть!» Леонида Гайдая, «Пять вечеров» Никиты Михалкова, сериал «Бригада» Алексея Сидорова, после которого Теличкина не могла незамеченной пойти даже в магазин: подходили крепкие молодые люди и благодарили как мать Саши Белого. Относительно недавно была неожиданно жесткая работа в «Большом» Валерия Тодоровского, где Теличкина сыграла властного директора хореографического училища. Поскольку Валентина Ивановна родилась в селе под Арзамасом в Горьковской области, то ей и объяснять не пришлось, что такое деревня и огород.

Валентина Теличкина сыграла главную роль. Фото: Геннадий Самохвалов.

«Сегодня 70-летние люди не считают себя старыми, — говорит Лариса Садилова. — Моей маме 76 лет, а тете — 73. Удивительно и грустно, что именно это поколение осталось за бортом жизни. На них никто не обращает внимания. Считается, что они тупо доживают свой век. А они живые и хотят полноценно жить, любить. Главного героя у нас сыграл Юрий Кутафин, на которого я обратила внимание, когда снимала в Курске документальный фильм «Сельский показ». Он — конферансье, артист разговорного жанра. Когда мы с Рустамом Ахадовым писали сценарий «Огорода», я понимала, что нашим героем станет именно он. У нас есть сценарий сериала, где для Юрия тоже приготовлена роль. Но сериал пока в разработке. У нас очень мало хороших и незасвеченных актеров такого возраста». Валентина Теличкина так говорит о своем партнере: «Он очень интересный, явная индивидуальность. Таких сейчас и нет. Милый, интеллигентный, тонкий человек. Это хороший выбор. Что-то есть в нем от Вицина». Ее Зоя принимает жизнь такой, какая есть. «Она умеет сохранять достоинство в любых обстоятельствах, не перекладывает на других свои несчастья, управляется сама. Она хозяйка своей жизни», — говорит Валентина Ивановна. 

«Мы — сердечники. Три года назад познакомились в санатории», — рассказывает таким же, как он, отдыхающим герой Юрия Кутафина за обедом в столовой. Это он о себе и Зое. Кто они друг другу? На этот вопрос герои не знают, что и ответить. Им по 70. Не каждый способен понять, что и в таком возрасте важна любовь.

Главного героя Лариса Садилова назвала в честь своего дяди, а ее бабушка дала сыну имя как у Валерия Чкалова, обращалась к нему ласково: «Сынок! Валерок!» Этой ролью артист Курской областной филармонии с большим стажем, мастер художественного слова, конферансье Юрий Кутафин и дебютировал в кино. Он исколесил с поэтическими программами сотни городов и поселков, читает зрителям произведения русских классиков, а в детских представлениях играет Старуху Шапокляк и Карабаса-Барабаса. Юрий Кутафин вспоминает, как ему позвонила Лариса Садилова и сказала, что будет снимать его в кино. «Поначалу я обрадовался. Давно хотел попробовать, что это такое. Потом засомневался — смогу ли. Это же совсем другой жанр, да и по графику своей основной работы все не так просто». 

Валентина Теличкина и Юрий Кутафин на съемочной площадке. Фото: Геннадий Самохвалов.

Часть съемок проходила в плацкартном вагоне поезда, следовавшего из Брянска в Смоленск. Пришлось выкупить вагон и по пути следования снимать. «У нас много было объектов, — вспоминает Лариса Садилова. — Менялись они иногда дважды в день. Задействовано около 40 персонажей. У нас снимались артисты из Брянска, непрофессиональные актеры, реальная проводница. Мы снимали и в автобусе без кондиционера, это было для всех мучительно. Группе пришлось пережить 27-градусные морозы и 30-градусную жару, когда на солнце термометр достигал чуть ли не 50-градусной отметки. Но все равно с погодой повезло: дождь шел, когда надо, солнце светило в нужное время». А оператор Анатолий Петрига — виртуоз своего дела, привык снимать в пути. Вспомним «Однажды в Трубчевске». Сколько там сцен в кабине фуры! 

Многое за то время, что идет работа над фильмом, скорректировала пандемия. Предполагалось, что сестру Зои сыграет Елена Санаева, а в итоге снималась Ольга Лапшина. Съемки планировали в одном из санаториев в Белоруссии, каком-то фантастически пошлом, какой себе невозможно представить в реальности, но в силу разных обстоятельств поехали под Смоленск. Герои фильма живут в разных городах: Зоя — в Брянске, Валерий — в Курске, а встречаются в санатории.

«Мы снимали в санатории, который был построен и процветал в 1970-е, — говорит Лариса Садилова. — Там отдыхали космонавты, Людмила Зыкина, многие известные люди. В его парке установлены мраморные скульптуры. Он до сих пор отапливается дровами. Мы там жили во время съемок, и нам потребовалось 5 тыс. кубометров дров. Нельзя обогревать помещение газом, поскольку это заповедник. Съемки и монтаж завершены, идет работа со звуком. 10 января мы выходим на перезапись, в конце февраля фильм будет готов. За время долгого  подготовительного периода мы успели несколько раз съездить в Брянск и Смоленск. А непосредственно съемочный период был коротким: 11 дней зимой и 19 дней летом. В целом на проект ушло больше года». 

В санатории снимались жители соседнего села. Они разместились за столами как отдыхающие. Прозвучала команда: «Начинаем есть!» Жизнь началась. Могли ли жители села подумать, что станут когда-нибудь актерами...

Ольга Лапшина, как выяснилось, сыграла маму Ларисы, а Валентина Теличкина — ее тетю. Какое-то время об этом Садилова никому об этом не говорила. Когда Ольга Лапшина услышала, что, оказывается, у нее комический образ, как это себе представляет Лариса, то очень удивилась. «Комический? Разве? Мне казалось, что трагикомический. Это мой любимый жанр. Я получила удовольствие от этой работы и компании. Мне было по-человечески хорошо. Маша Семенова, сыгравшая мою дочь, — актриса одного из моих любимых театров, небольшого Драматического театра Льва Эренбурга в Петербурге. Мы с ней разговариваем только по телефону, нигде не пересекаемся. То, что моей партнершей стала Валентина Теличкина, приравниваю к чудесам. Все детство мы разыгрывали с моими сестрами сценки, и одной из наших любимых героинь была Валя Валентины Теличкиной в фильме «Начало». Она там говорит: «А меня Иван Сидорыч Нефертити назвал». И возникает диалог: «Трепетный он у тебя, Валя, очень трепетный». Мы все время с сестрами разыгрывали эту сценку. Валентина — чудесный, внутренне богатый человек, да еще и художница, начавшая рисовать во взрослом возрасте».

Прекрасная питерская актриса Мария Семенова снималась у Ларисы Садиловой в фильме «Однажды в Трубчевске». «В нашей новой истории будет загадка, которую не стану открывать, — говорит Мария. — Это история про меня, про мою связь с мамой, которая тоже в основном происходит по телефону. В наших разговорах есть радость, обиды, непонимание. Это счастье быть с мамой, хотя бы на расстоянии, слышать ее голос». 

Лариса Садилова призналась: «Очень сложно говорить о своих близких. Пишешь сценарий, говоришь по телефону и слышишь новые диалоги для сценария, кажется, что эксплуатируешь самое дорогое и сокровенное. Конечно, в жизни такой истории не происходило. Она придумана. И образы собирательные, в них есть что-то от моей мамы и тети, мамы моей подруги. Не думала, что когда-нибудь вот так расскажу историю про своих близких, о своей семье». Картина во всех смыслах получилась семейная. Рядом с Ларисой всегда был ее сын и режиссер Владимир Сидоров, работавший художником по реквизиту, исполнявший самую необычную работу, вплоть до того, что возвращал первозданный вид лесному мху после того, как по нему прошли актеры. Если надо что-то подать-принести — Володя всегда рядом. И муж Ларисы — продюсер, соавтор сценария, звукорежиссер Рустам Ахадов, всегда готов поддержать, взяться за любую работу. Вся группа как одна семья — постоянно работает с Ларисой Садиловой.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28659 от 3 ноября 2021

Заголовок в газете: Нефертити в огороде

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру