Сориентироваться в программе такого анимадока легко по названиям: «То, что нас тревожит», «Личные истории», «Только для женщин!», «За забором. Фильмы о душевном и ментальном здоровье».
Так, Бастьен Дюбуа в течение десяти лет снимал 15-минутный фильм «Воспоминание, воспоминание» (Франция) о своем дедушке, ветеране алжирской войны, даже записывал его голос на диктофон. Как все бывалые солдаты, дедушка предпочитал не говорить о том, что ему пришлось пережить на самом деле. А иммигрировавшая в Германию подростком Евгения Гострер, режиссер фильма «Вишневая косточка», пытается вывести на разговор своих родителей: не жалеют ли о том, что пожертвовали молодостью и карьерой ради призрачного счастья детей в чужой стране.
В шестиминутной визуальной поэме «Всего лишь ребенок» (Швейцария) сразу двадцать режиссеров под руководством Симоне Джампаоло «оживляют» яркую эмоциональную речь 12-летней Северн Куллис-Судзуки, которую она произнесла в 1992 году на саммите ООН в защиту планеты. Ее призыв, обращенный ко взрослым: «Если вы не знаете, как это исправить, перестаньте ломать!» – сегодня все так же злободневен.
В этом году 80-летние юбилеи отметили два выдающихся режиссера – Юрий Норштейн и Хаяо Миядзаки. Оба мастера и ныне в строю и снимают новые фильмы. Отрывки из будущей «Шинели» Юрия Борисовича доступны для просмотра в Сети. Миядзаки уже несколько лет работает над проектом «Как вы поживаете?» по одноименному роману Гэндзабуро Есино 1937 года, любимому режиссером с детства. На фестивале Юрий Норштейн прочитает лекцию, посвященную куклам в анимации. В честь его японского коллеги в программе «Уик-энд Хаяо Миядзаки» на большом экране покажут несколько самых известных его фильмов.
Российские режиссеры постоянно сетуют на то, что авторские фильмы с трудом доходят до телеэкранов. В программе представлена студенческая и сериальная анимация. «Иисус, история одного слова. В пустыне» (реж.Антуан Робер, Франция) и «Спички» (реж. Геза М.Тот, Венгрия) открывают совершенно иной мир анимационных сериалов – остроумный и неожиданный.
В разделе полнометражных фильмов для детей участвуют «Пес Веник: счастливая жизнь в Париже» (реж. Стефани Обье, Венсан Патар, Дави Дюран, Франция) и два более серьезных фильма – драматически-авантюрный «Переход» (реж. Флоранс Мьель, Франция, Германия, Чехия) и «Где Анна Франк» (реж. Ари Фольман, Израиль, Бельгия, Франция). В необычайно красивом «Переходе», снятом в технике живописи на стекле, брат и сестра, вынужденные бежать из разграбленной деревушки, отправляются в опасное путешествие в поисках своей семьи и мира. В анимационной фантазии про Анну Франк 13-летняя героиня выходит из своего печально знаменитого дневника в поисках справедливости в современном Амстердаме, а режиссер соединяет историческое прошлое с сегодняшней жизнью Европы.
Закроется фестиваль японской полнометражной трагикомедией «Никуко из рыбацкой гавани» (режиссер Аюму Ватанабэ) – экранизацией одноименного романа Канако Ниси о сильной и простодушной матери и ее 11-летней дочери, живущих вдвоем в лодке. Героини проходят совместный путь, чтобы понять и принять друг друга, и вероятно, именно эту тему можно назвать лейтмотивом всей современной анимации – умение понимать и принимать этот мир.