Роман Рябцев: "Идут состязания роботов-гитаристов"

"Побуду Нострадамусом на минималках"

Строить прогнозы на будущее, особенно когда дело касается непосредственно твоих знакомых и коллег… О-о-о, люблю я это дело! Особенно весело слушать брюзжащих о Старых Добрых Временах товарищей и поглядывать мысленно на часы: сколько времени пройдет, прежде чем я снова смогу торжествующе надуть щеки и надеть футболку с надписью: «Я же говорил?»

"Побуду Нострадамусом на минималках"
фото: pexels.com

Предсказывал я еще в прошлом веке, что с появлением цифровых форматов записи традиционные либо отомрут совсем, либо останутся уделом редких энтузиастов? Большинство знакомых со мной не соглашались, а в итоге... Единственное, в чем я ошибся, — не думал, что основным форматом для музыки станет довольно убогий MP-3, однако массовый слушатель оказался не сильно требовательным к качеству звука (все равно звучит лучше аудиокассеты, ага).

Говорил я, что радио потеряет свои позиции в сфере раскрутки новой музыки? Вуаля, так и происходит! И как бы я по-дружески ни относился к знакомым радийщикам, но... ваше время ушло, ребята, — так же, как эпоха видеопрокатов безвозвратно убита стриминговыми онлайн-киносервисами.

Побуду и сейчас Нострадамусом на минималках: буквально недавно в этой же колонке я писал свои прогнозы и фантазии насчет будущего шоу-бизнеса в виртуальной реальности. И вот уже и дня не проходит, чтобы на глаза не попалась какая-нибудь новость о новомодных метавселенных, которые сейчас лихорадочно строят чуть ли не все крупные компании: от Microsoft и Google до Boeing и... Tinder. Для игроков в онлайн-игры это уже давно знакомое и освоенное пространство, но впервые этот тип виртуальности стал открытым абсолютно для всех желающих. 

Уже вовсю распродаются (пока еще относительно недорого) участки в виртуальных 3D-мирах от разных компаний, и многие пока что не понимают: зачем нужно то, «что нельзя потрогать»? Я в ответ напоминаю, что то же самое говорили лет 25 назад, когда компании и магазины начали открывать свои первые сайты в Интернете. История повторяется, ребята, только на более высоком технологическом уровне. К слову, на днях проходил мимо небольшой торговой точки в ТЦ и услышал краем уха, как парочка покупателей спрашивала у продавщицы: «У вас есть Инстаграм? Как это — нет?!» Вот точно так же через несколько лет будут удивляться, что у магазина, компании или даже закусочной нет своего представительства в одной из строящихся сейчас метавселенных.

При чем же тут музыка? Ну, для начала — она всегда при всем. Даже когда вы посещаете любой торговый центр, она там всегда фоном звучит. И это не обязательно сборник популярных песен или радиостанция, а зачастую некая специально написанная фоновая музыка. Это — огромный рынок на самом деле. Фоновую музыку тысячи композиторов по всему миру пишут не только для ТЦ, но и для прочих общественных мест. Никому же не хочется платить отчисления правообладателям известных хитов, гораздо дешевле заплатить один раз за звуковой фон (в который все равно никто вслушиваться не станет) и использовать его, пока не надоест. Кстати, даже именитые композиторы балуются сочинением легкой фоновой музыки: у Жан-Мишеля Жарра есть альбом, который так и называется — «Музыка для супермаркетов».

А уж в метавселенных такой фоновой музыки потребуется в сотни, тысячи раз больше. Некоторые мои знакомые композиторы и аранжировщики уже алчно потирают ручонки в надежде как следует заработать на этом формирующемся рынке. Только разделить их оптимизм я не могу при всем желании. Две крайне неприятные буквы — ИИ, сиречь Искусственный Интеллект — не сулят ничего хорошего музыкантскому цеху.

Музыка, которую сейчас сочиняет ИИ, явно не претендует на всенародную любовь и признание. В основном машинное творчество сейчас находится на экспериментальной стадии, что-то типа «приколитесь, я программу написал, которая может звуки гармонично складывать!». Но я уже слышал вполне удобоваримые образцы именно фоновой музыки, сочиненной программами, например, относящейся к жанру «эмбиент». Где и не требуется мелодия в принципе, а важны лишь приятные слуху «звуковые ландшафты». И вот на подобные эксперименты уже положили глаз крупные корпорации и, кажется, всерьез решили поставить процесс на конвейер...

На днях Meta (которая ранее называлась Facebook и тоже теперь строит свою — угадаете? — правильно: метавселенную!) объявила о намерении купить греческую компанию, которая известна в профессиональной среде своими инновационными музыкальными программными продуктами, основанными как раз на принципах ИИ. Для чего, казалось бы, Марку Цукербергу может понадобиться музыкальный софт? А вот представьте: сколько компаний, да и просто обычных пользователей захотят, чтобы в их уютных виртуальных мирках посетителя встречала приятная музыка? Не просто много, а ОЧЕНЬ много. И вместо того, чтобы искать в бесконечных каталогах музыкальных произведений подходящее фоновое сопровождение (да еще и отчислять авторам деньги за использование их музыки), будет следующее...

Включаю режим Нострадамуса: в настройках вашего персонального кусочка метавселенной появится раздел музыкального сопровождения. Выбираете: жанр музыки, стиль, темп, настроение, сочетаемость с цветовой гаммой вашего личного мирка, мажор или минор и так далее. Вариантов настройки будет море! А потом даете команду «сгенерировать». Вуаля, готово! Ваших гостей в виртуальном мире будет встречать УНИКАЛЬНЫЙ, исключительно по вашим запросам и вкусу спрограммированный музыкальный фон! И никаких проблем с авторскими правами и отчислением денег правообладателям.

По моим прогнозам, первые подобные ИИ-композиторы будут доступны в метавселенных уже примерно через год-полтора. А через два-три они захватят большинство рынка фоновой музыки в виртуальных мирах. Куда рано или поздно нам всем придется переселиться, если мы захотим оставаться на плаву в изменившемся мире. И вот тут-то мой прогноз для коллег-музыкантов очень неутешительный. Нет, безусловно, музыка, сочиненная и сыгранная живыми людьми, тоже будет цениться на этом рынке. Но она займет место винила в наши дни: для богатых ценителей и фанатов. А масс-маркет будет принадлежать пресловутым роботам-гитаристам, о состязании которых с таким воодушевлением рассказывал робот Вертер из старинного фантастического фильма. Добавим к этой фантазии роботов-барабанщиков, трубачей, роботов-композиторов, а там и роботов-текстовиков (пардон — поэтов-песенников). Закачаешься…

Так что, коллеги, делайте выводы, пишите больше музыки (пока не стало поздно) и старайтесь застолбить свое место в стремительно надвигающемся дивном новом мире. А скептикам... советую посмотреть сериал «Черное зеркало». И надеяться, что в реальности все будет не так мрачно.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28721 от 9 февраля 2022

Заголовок в газете: Состязания роботов-гитаристов

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру