Партизанский отряд «Калинов мост» отметил 35-летний юбилей

Дмитрий Ревякин: «Надо петь на краю у бездны»

Рок-группа «Калинов Мост» отпраздновала свое 35-летие большим концертом «Золото песен» в Москве в минувшие выходные. В середине 80-х новосибирская группа с бескомпромиссным лидером Дмитрием Ревякиным произвела фурор на рок-фестивале в Подольске, который стал поворотным в истории рок-музыки на постсоветском пространстве. Песня «Уходили из дома» была признана гимном русскоязычных хиппи, а «Камчатка» — одной из самых романтичных баллад 90-х. Вот и на праздничном концерте влюбленные парочки, дождавшись этого бесспорного хита, принялись под него танцевать, чем порадовали Дмитрия, в репертуаре которого любовную тематику невозможно отделить от патриотической.

Накануне концерта «ЗД» пообщалась с рок-музыкантом.

Дмитрий Ревякин: «Надо петь на краю у бездны»
Фото: Валентин Монастырский

- Те, кто в 80-е были молодыми и дерзкими, основали целую рок-волну, но больше такого обширного рок-движения не было. Как волна тогда возникла, так она уже больше 30 лет все и покрывает. Как вы думаете, почему?

- Тут все просто. Мы были из социализма, у нас было образование, был задор, было будущее, поэтому мы так же смотрим вперед и дальше.

- The Rolling Stones не из социализма, а тоже до сих пор лабают что есть мочи.

- Это у них надо спросить. А если про нас объяснять, то это просто наша жизнь, работа у нас такая. В нашей стране это не просто работа, это и реакция на происходящее, и взросление, и постижение мира, а этому помогает образование, помогают методики, которые в нас вложили в школе, в институте. Как постигать мир, как составлять план на работу для того или иного альбома — это все оттуда.

- Наверняка именно альбомы вы научились писать не столько в институте, сколько с течением жизни…

- Как всегда, от чего-то пришлось отказаться, чему-то, наоборот, научиться.

- От чего пришлось отказаться? Какая глобальная трансформация с вами произошла за эти десятилетия?

- Исчезновение иллюзии, что мы нужны, что к нам относятся как к людям, как к равноправным в западном мире. К нам они относятся как к дикарям, хуже, чем к индейцам. Ну, у них есть свои основания этого.

- К российским музыкантам или русским людям в целом?

- К русским людям в целом, к этой территории. Здесь же живут не одни русские, но и другие национальности. И это не в свете последних событий, мне это давно уже стало ясно. Я любитель истории и понимаю, что это не новости, нужно понимать, почему происходили все эти «крестовые походы» на территорию славян, агрессия Ватикана и так далее… Если простые люди на Западе особого внимания на это не обращают, то правящий класс как относился к нам, так и относится.

- Совсем недавно мы писали о выставке, посвященной сибирскому панку, на которой историк рока Александр Кушнир рассказал мне о том, как первый раз услышал вас на фестивале в Подольске в 87-м году. Тогда на вас все смотрели с открытым ртом, потому что никто не мог позволить петь со сцены «Эх, занесли кони удалые!», перемежая текст крепким словцом. Какая тогда была идея у группы «Калинов Мост» и что вы думаете сейчас?

- Тогда вся страна жила ожиданиями перемен. Считалось, что социализм — это страшное зло, что сейчас мы от него откажемся, и все наступит... Но, как показало время, мы глубоко заблуждались. А сейчас основная идея — это быть с народом, жить его бедами, переживаниями, победами и поражениями. Как, впрочем, и тогда — в 87-м, только тогда это было помножено на какие-то псевдоожидания… Потом в 90-е было время шараханья в разные стороны, я имею в виду в идеологическом плане. А сейчас ожиданий нет. Мы поем песни, стараемся это делать в музыкальном смысле грамотно и приближаем времена социализма во всем мире, я надеюсь. Потому что в социализме каждый с самых низов может чего-то добиться, а монархизм и олигархический капитализм — это смерть.

- В начале нулевых поэт Илья Кормильцев из «Наутилуса» написал статью «Великое рок-н-ролльное надувательство», в которой выдвинул такую мысль, что в конце 80-х русских рокеров, и его в том числе, просто использовали для развала Союза...

- Правильно написал, абсолютно верно. Этим занималось КГБ, это они организовывали рок-клубы. С Кормильцевым я не был близко знаком, но с этой идеей согласен.

Маленький партизанский отряд «Калинов Мост». Фото: Валентин Монастырский

- Как вы восприняли эпоху потребления, которая может скоро закончиться, кстати, из-за санкций?

- Я к потреблению всегда относился стремно. Для меня желудок или внешний уют всегда были вторичны, если не троичны. Лично мне много не надо, я потребляю только электричество, наверное, и газ. Поэтому для себя лично ничего страшного не вижу в связи с этими санкциями. Просто понятно, что экономика у нас слабая… посмотрим, как будет.

- Хорошо, это один аспект, а как группа в 90-е перешла из рок-подполья в звезды шоу-бизнеса, который живет по законам рынка?

- «Звезды шоу-бизнеса» — это я рассматриваю только в юмористическом аспекте… У нас как были вопросы с организацией концертов, так они и остались. Потому что у нас такая группа, если образно выразиться, маленький партизанский отряд. В шоу-бизнес, понятно, с таким названием нас не возьмут. Название у нас пугающее. Поэтому живем как можем. У нас небольшой, но преданный круг почитателей. Помогают нам ребята и в записи альбомов, и в приобретении инструментов.

- Может быть, кто-то не понимает значение «Калинова Моста», воспринимает его романтично, это действительно красивое словосочетание. Но когда ты понимаешь, что это мост между миром живых и миром мертвых, возникает вопрос — почему вы выбрали такое название. Ведь в нем заключена страшная философия.

- Там много смыслов, и космический смысл, и эзотерический. Я просто хочу сказать, что «Калинов Мост» — это постоянное преодоление себя. Я надеюсь, у нас в музыке и песнях это постоянно слышится и видится: где-то ошибки, где-то прозрения, где-то подозрения, где-то поражение… все это «Калинов Мост». Из сказки понятно, что на Калиновом мосту идет битва, мягко говоря, с Чудо-Юдой.

- А космический смысл какой?

- Есть такая теория, что он вытекает из Кассиопеи и Млечный Путь — это и есть Калинов мост.

- То, что вы сейчас выпускаете альбомы с помощью сбора средств на краудфандинговой платформе, просто идеально подходит вам как народной рок-группе. Насколько такой способ взаимодействовать с публикой облегчает выпуск альбомов?

- Это больше обратная связь. Это показывает, насколько наша работа нужна слушателям.

- Сейчас все больше артистов отменяют свои концерты, но у вас на эту тему, похоже, другое мнение.

- Весело поется, когда все хорошо и не надо себя преодолевать. А когда стране тяжело, и люди находятся в смятении и буквально заглядывают в бездну, в этот момент, мне кажется, и надо петь. Показывать, что музыканты вместе с народом, и на концертах создавать определенную атмосферу, чтобы люди хоть в какой-то степени поверили в будущее, скажем так.

* * *

На концерте атмосфера была максимально теплой. Не зря Дмитрий Ревякин называет своих поклонников «родней», они, безусловно, отвечают взаимностью, потому что иначе просто невозможно. Для программы в стиле «лучшее-главное» «Калинов Мост» выбрал песни из разных периодов творчества группы: от совсем исторических «Пойдем со мной», «Моя песня», «Иного не надо» до относительно недавних «Летят вороны», «Силькарь», «Конь-огонь». Композицию «Тает» Дмитрий представил так: «Страшная протестная, против империализма во всех его проявлениях». Цитату про «партизанский наш отряд» из песни «Дома не был» публика пела хором. Так же дружно пели и «Время колокольчиков» Александра Башлачева, и «Гон в полдень». Под конец концерта поклонники дождались и «Камчатку», и «Девочка летом», и «Уходили из дома», и «Родная», и «Умолчали» на бис. Публика расходилась оглушенной и слегка даже просветленной в ожидании выхода нового альбома «Холсты».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28753 от 30 марта 2022

Заголовок в газете: Дмитрий Ревякин: «Надо петь на краю у бездны»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру