
Алла Жидкова
Публикаций: 618
Сегодня, 6 сентября 2023 года, Юре Шатунову исполнилось бы 50 лет, его внезапная смерть прошлым летом шокировала миллионы поклонников, которые, как оказалось, помнят его, несмотря ни на что. Было время, когда центральные телеканалы, мягко говоря, игнорировали (редкое исключение — скандальные склоки, которые по поводу и без периодически закатывал «злой гений» Андрей Разин) и Юру Шатунова, и многих артистов 80-х и начала 90-х годов.
Накануне долгожданного московского концерта Теона Контридзе рассказала «МК» о том, как проходит лето, что она думает о джазе и музыке в целом и как готовится к встрече с публикой вечером 25 августа в «Зеленом театре» ВДНХ. Певица много лет работает на стыке джаза и эстрады, смешивая стили и направления, и бесконечно удивляет публику нестандартными подходами к классическому песенному материалу.
Начало короткого летнего марафона в этом году выдалось скупым на интересные поп-новинки, хотя обычно, наоборот, артисты стараются успеть к пляжному сезону. Нам в «ЗД» уже казалось, что все так бездарно и закончится, начавшись на Сергее Жукове и остановившись на Ване Дмитриенко. Но вдруг в преддверии осеннего сезона неожиданно распелись и знойные поп-мужчины, щедро выложив свои труды на залитую всем подряд липкую барную стойку уходящего лета.
На прошлой неделе умерла артистка, покорившая мир образом вечного ребенка, лысая девушка с ангельским лицом — ирландская поп-дива Шинейд О’Коннор. «ЗД» скорбит вместе со всем музыкальным миром и разбирается в том, какое творческое наследие оставила после себя 56-летняя исполнительница хита Nothing Compares To You.
Певица tAISh выпустила небольшой альбом диско-версий своих песен, который возглавляет трек «Копилка» на стихи поэтессы Солы Моновой (Юлии Соломоновой).
На этой неделе шуму наделал вполне себе приличный видеоклип «юного гения» западного шоу-бизнеса 22-летней Билли Айлиш, на счету которой уже семь статуэток «Грэмми». Видео девушка сняла на песню «What Was I Made For?», написанную специально для фильма про куклу Барби, попавшую в реальный мир. «ЗД» не может отказать себе в удовольствии препарировать скандальное явление.
Словно предчувствуя скандал с разоблачениями сексуального характера, о котором «ЗД» писала месяц назад, Тилль Линдеманн, солист группы Rammstein, заранее поучаствовал в проекте, направленном против насилия над женщинами. Клип Child of Sin («Дитя Греха»), в котором Тилль выступает в паре с авангардной нидерландской певицей Kovacs, стал громким и прямолинейным ответом в лицо всем обвинителям, которые ополчились на него в конце мая.
Дмитрий Ревякин выпустил сольный альбом «Стрелы лет», диск в считаные дни стал одной из самых востребованных новинок на музыкальных платформах. Публика изголодалась по качественной альтернативной музыке со смыслом, так как ее объемы закономерно падают вслед за ростом популярности формата сингла. Музыканты все чаще предпочитают выпускать по два-три сингла в год, вместо того чтобы писать целые альбомы.
На прошлой неделе мы пустились с Леонидом Бурлаковым, одним из самых дерзких продюсеров русского рока, в ностальгические воспоминания о прошлом групп «Мумий тролль» и «Братья Грим». Но разговор явно требовал продолжения, поскольку мироощущение продюсера не просто шире послужного списка его достижений, а во многом определяет результат.
Пока русский рок испытывает явное голодание на новые имена, «ЗД» встречается с одним из главных рок-н-ролльных «отцов», продюсером групп «Мумий Тролль», «Братья Грим» и Земфиры (времен ее стремительного покорения Москвы, сейчас признана иноагентом в РФ). Сидим в кафе-мороженом в центре столицы, обсуждаем новый проект, которым сейчас живет Леонид Бурлаков, — группу tAISh и солистку Таис. Нас, как всегда, заботят исторический контекст ситуации и развитие музыкальной индустрии в будущем.
Начало лета выдалось тяжелым для главной немецкой рок-группы Rammstein. На музыкантов посыпались обвинения в сексуальных домогательствах к фанаткам, немецкая национальная пресса захлебывается опасениями, что это начало конца их великой группы. Сами артисты сдержанно оправдываются через свой менеджмент. Все это происходит, естественно, на фоне полного солдаута европейского турне.
Одним из самых интригующих релизов начала этого лета стал глобальный труд группы «Крематорий», в котором рок-музыканты поработали над абсолютно новым, иногда вплоть до полной неузнаваемости, звучанием старых треков. Шутки ли ради, искусства ли для, но они заморочились и переложили 16 треков на иностранные языки. Неожиданные трансформации старых хитов заставляют переоценить и пересмотреть все 40-летнее наследие легендарных московских рок-хулиганов.
Группа «Конец фильма» выпустила на этой неделе 9-й номерной альбом. В наше время только настоящие независимые рокеры могут позволить себе выпускать альбомы в некассовое время, летом, и на самую некассовую тему — смерти. В итоге все, что поперек законов рынка, как раз и сделало этот диск интересным и харизматичным. В самый светлый период года на прослушке у «ЗД» максимально мрачный рок-альбом.
Страсти по «Евровидению» продолжают кипеть и спустя почти две недели после окончания массового праздника песни и пляски в Ливерпуле, что вполне традиционно, поскольку евровидийная волна обычно идет на спад после объявления итогов очередного конкурса по плавной нисходящей.
Если седой рок-н-ролл где-то и проживает свою очередную юность, то это точно город на Неве, оттуда на этой неделе прилетели две самые интересные пластинки в жанре, который теперь принято называть «местная инди (независимая) музыка». Леонид Федоров и Женя Любич в новых альбомах демонстрируют умение рассказывать истории.
Начало самого романтичного месяца в году — мая — классически озвучивается романтичными мелодиями и надеждами на счастливое теплое лето с его комфортными вечерами под открытым небом. Артисты всех мастей заливаются на эту тему соловьями кто во что горазд. Но «ЗД», как обычно, придирчиво копается в новинках и выбирает из них, как из колоды карт, тузов, королей и дам с самыми козырными мастями.
С высокой долей безапелляционности можно заявить, что главным общемировым музыкальным событием апреля стал новый альбом группы Metallica. Посоревноваться в плодовитом долголетии на ниве «тяжелого» жанра в его расширительной трактовке они могут, пожалуй, только со Scorpions, которые изо всех сил поддерживают дух в древней лошади рок-н-ролла, а уж ее не объявлял издохшей только ленивый.
«Евровидение» на малой родине «Битлз» — факт сам по себе не то сенсационный, не то иронический, не то трагикомический, а может, и исторический. Но Ливерпуль отчаянно боролся с другими городами-конкурентами за право принять конкурс, после того как стало известно, что Великобритания в пятый раз (после отказов по разным причинам Нидерландов в 1960 г., Франции в 1963 г., Монако в 1972 г. и Люксембурга в 1974 г.) будет проводить у себя конкурс европесни от имени прошлогодней страны-победительницы.
Прошло 62 года с тех пор, как Юрий Гагарин отправился в космос, но это событие продолжает вдохновлять творческих людей. Год от года музыкальная весна начинается не календарно, с первого марта, и даже не с восьмого, когда, казалось бы, самое время воспевать романтические истории, а с 12 апреля, дня, который стал для многих творческих людей синонимом мечты и вдохновения, выхода человека за пределы собственных возможностей.
Сегодня «ЗД» поздравляет с 55-летием Владимира Преснякова, который совершил потрясающий кульбит в карьере. После долгих лет нестабильных творческих успехов он вернул любовь широкой публики, и даже не к старым, а уже к новым песням. Хит «Слушая тишину» свел публику с ума. Как и три десятилетия назад, на его концерты вновь массово потянулись влюбленные подростки.
Музыкальная весна началась с юбилейной встречи с Александром Ф. Скляром, лидером рок-группы «Ва-Банкъ», одного из старейших альтернативных бендов столицы, переживших и буйство девяностых, и гламур нулевых, и хипстерское безвременье десятых. «Ва-Банкъ» прошел через все это и не развалился, не закончился во многом благодаря силе духа своего бессменного лидера. Сегодня Александр рассказывает «ЗД», как ему живется в 65-й весне и какие планы у него на прекрасное будущее.
Борис Моисеев остался в памяти людей как личность эпатажная и максимально самоуверенная. Но всегда ли так было? В личных архивах корреспондента «ЗД» обнаружились отрывки из публичных выступлений Бориса Моисеева 17-летней давности. Оказалось, что в юности артист страдал от низкой самооценки и едва не сгинул еще в школе «под партой», куда загнали его злые одноклассники.
Одним из самых интересных альбомов февраля стал релиз Вани Дмитриенко «Параноик». Не альбом, а безудержный праздник несчастной любви пубертатного периода от 17-летнего поп-артиста, который два года назад в одночасье покорил пол-Интернета треком «Венера — Юпитер». Включаем.
Церемония награждения британской музыкальной индустрии прошла в огромной лондонской O2 арене, собрав несколько десятков тысяч зрителей в зале и около 4 миллионов телезрителей. Внимание публики неудивительно, ведь британская поп- и рок-музыка изначально считалась более продвинутой, чем американская, и задавала тон всей мировой попсе. Похоже, это осталось в далеком прошлом, а нынешняя церемония на фоне недавней Grammy в музыкальном плане оказалась довольно бесцветной и местами даже безвкусной.
Поп-дуэт Galibri & Mavik продолжает делать шум везде, куда доносятся их треки. На их первый сингл «Федерико Феллини» поклонники сделали более 400 тысяч видео в ТикТоке, в 2022 году артисты выпустили еще несколько громких хитов. Новый год начался с мощной песни про брошенного девушкой «Алёшку». Похоже, Евгений Трухин (Galibri) и Александр Фоменков (Mavik) проглотили эликсир хитмейкерства и никак не могут остановиться, пока «прет» по всем фронтам.
Слияние Земфиры и Ренаты продолжается. На этот раз Рената «поет» голосом Земфиры о вечной любви, а публика требует еще. Парижский показ нового спектакля разбередил впечатлительные души.
На чашку чая в «ЗД» на этой неделе заглянул Дмитрий Филатов из популярного электронного дуэта Filatov&Karas. Парни номинированы на крупную музыкальную интернет-премию, и радости нет конца. Посоревноваться с себе подобными, или бесподобными вовсе, всегда интересно, тем более что именно результаты профессиональных премий в итоге помогают сформироваться новым тенденциям и трендам.