Имя Дзиги Вертова известно во всем мире. На его фильмах и находках учатся кинематографисты всего мира. «Человек с киноаппаратом», первый документальный звуковой фильм в СССР «Симфония Донбасса», один из первых советских анимационных фильмов «Советские игрушки» - все это классика, детально разобранная. Вертов был первопроходцем, применив эффект замедленного действия, обратную съемку, когда время идет в обратном исчислении, метод скрытой камеры и жизни врасплох. Он был молод и бесстрашен, снимал себя во время прыжка с высоты, ложился под колеса мчащегося поезда ради уникального кадра. .
«История гражданской войны» создавалась Дзигой Вертовым 100 лет назад. Фильм показали на III-ем съезде Коминтерна, а потом он исчез и все эти годы считался утраченным. Сам Вертов ничего не знал о его судьбе. А зафиксировал он ключевые события и главных участников гражданской войны в России 1918-1922 годов.
Три года назад Николай Изволов восстановил утраченный фильм Вертова «Годовщина революции» 1918 года. Вернул его миру, можно сказать, благодаря случайной находке - документу, содержащему интертитры, которые вклеивались между кадрами, а потом просмотрел в архиве десятки картины 1917-1918 годов и обнаружил фрагменты Вертова. Вдохновленный успехом, рассчитывал на то, что сумеет восстановить и «Историю гражданской войны». Но все оказалось сложнее.
«Проблема в том, что у «Годовщины революции» было несколько десятков копий, - рассказывает Николай Изволов. - А «История гражданской войны» делалась, видимо в одном экземпляре. Я долго искал литературные источники, которые позволили бы мне создать план, на который можно опереться при восстановлении фильма». Что-то удалось ему найти в Красногорском архиве, кабинете советского кино во ВГИКе. Трудность заключалась и в том, что Вертов был совсем молодым, ему было чуть больше двадцати лет, можно сказать, мальчиком на побегушках, как говорит Николай Изволов. Дзига занимался делопроизводством, организацией съемок, показывал кино детям в кинопоезде. Не было особых оснований хранить его работы. Не классик же. К тому же первый архив кинофотодокументов появился только в 1926 году. А Вертов к тому времени успел снять восемь фильмов.
«Они хранились на складах киностудий, - рассказывает Николай Изволов. – И когда другим режиссерам нужно было достать какой-то кусочек с Лениным или Троцким, они вырезали его из старых пленок и вставляли в новые. И сам Дзига Вертов так поступал. Авторского права не было». К концу 20-х «История гражданской войны» была за ненадобностью разукомплектована.
Любопытно, что кое-что ценное Николай Изволов нашел на сайте Австрийского музея кино. Оказывается, Александра Коллонтай, будучи послом СССР в скандинавских странах, увезла с собой часть советской хроники . Благодаря этому раритеты сохранились в архиве шведского радио и в Дании. В наше время их обнародовали в Вене. Но не всякий специалист сумел бы распознать сокровища . Для этого надо обладать интеллектом и интуицией Николая Изволова. Он увидел искомый материал в одном из их роликов с эмблемой датского архива, связался с коллегами и получил нужный фрагмент.
Но лакуны остались. Нет в восстановленной версии «Истории гражданской войны» эпизодов «Бой под Царицыным» с участием молодого Сталина, «Входа Красной армии в Одессу и в Крым» с участием Фрунзе. Но чудеса случаются. Возможно, и эти фрагменты найдутся.
У Вертова было пять-шесть операторов. Этого мало, чтобы охватить всю войну. Нет, например, материала о покушении на Ленина. Но случались и сюрпризы. В поле зрения оператора Новицкого, работавшего с Вертовым, попал мятеж анархистов на Малой Дмитровке и только потому, что он жил рядом. Вышел на улицу, увидел нечто интересное, вернулся домой за камерой и зафиксировал ценное свидетельство эпохи.
Один из первых кадров «Истории Гражданской войны» - залегшие на обочине солдаты. Их двое. Шинели перекинуты через плечо. Они наблюдают за раскатами вдали. Что-то взрывается, стоит дым. И невероятную нежность ощущаешь к этим людям, попавшим в молох войны. Они как песчинки - в любой момент могут превратиться в тлен.
Звучат слава в честь погибших на революционном посту – и десятки гробов заполняют экран. На белый террор мы отвечаем красным террором. С трибуны выступает Троцкий. Летучий пулеметный отряд, трибунал, повстанческие отряды Махно, привычно называемого батькой. А какой он батька? Молодой и кудрявый, можно сказать, бравый красавец.
Колонны беженцев идут за своим нищим скарбом. Освобожденных граждан призывают к свободному и радостному труду. Идет азербайджанская пехота, освобождают Баку. Ребенок в обмотках дивится на происходящее. Но детей и женщин в кадре мало. Война – мужское дело. Разоренная земля, блокада Бердянска, сгоревшая пристань… Страшные и будничные картины войны. Всегда одни отдают других на заклание во имя призрачных целей.
Адмирал Колчак строго смотрит с экрана. Мы часто не знаем, как выглядят многие фигуранты тех событий, как не знали их в свое время и массы людей, поскольку газеты не выходили.
В часы отдыха бойцы стригутся и бреются посреди торжища. Ни минуты уединения, всегда на миру, под открытым небом. Верблюды впряжены в телеги вместо лошадей. Мелькают города - Казань, Пермь, Киев, Керчь. Идет отправка новых частей. Пленные белогвардейцы, мусульманский отряд. Улыбающийся Киров. Переправа через Днепр. Линкорн Петропавловска. Воины в белых халатах, чтобы не выделялись на льду. Братская могила у собора. На улицах работают санитары, убирают трупы. На всего это равнодушно глазеет молодая баба. Один солдат смотри в камеру, словно заглядывает в вечность.
Слов не надо. Кадры красноречиво обо всем говорят. Раньше немые ленты сопровождал голос грамотного человека, способного зачитать титры для неграмотных. В восстановленной версии постоянно звучит музыка. Она создает тревогу, которая и без того не отпускает. Слишком все горячо и злободневно, и это настоящий шок. Дзига Вертов и теперь живее всех живых.