Возрожден еще один утраченный шедевр Дзиги Вертова

Молодого Сталина в «Истории Гражданской войны» не досчитались

В истории мирового кино немало исчезнувших фильмов. Среди них до недавнего времени были и картины Дзиги Вертова. Благодаря талантливому историку кино Николаю Изволову шедевры постепенно возвращаются. На воссоздание «Истории гражданской войны» Вертова потребовалось два года.

Молодого Сталина в «Истории Гражданской войны» не досчитались
Кадр из фильма "Гражданская война" Дзиги Вертова

Имя Дзиги Вертова известно во всем мире. На его фильмах и находках учатся кинематографисты всего мира. «Человек с киноаппаратом», первый документальный  звуковой  фильм в СССР «Симфония Донбасса», один из первых советских анимационных фильмов «Советские игрушки» - все это классика, детально разобранная. Вертов  был  первопроходцем,  применив эффект замедленного действия, обратную съемку, когда время идет в  обратном исчислении, метод  скрытой камеры и жизни врасплох.  Он был молод и бесстрашен, снимал себя  во время прыжка  с высоты,  ложился  под колеса мчащегося поезда ради уникального кадра. . 

«История гражданской войны» создавалась  Дзигой Вертовым 100 лет назад. Фильм показали   на III-ем съезде Коминтерна, а  потом он исчез и все эти годы считался утраченным. Сам Вертов ничего не знал о его судьбе. А  зафиксировал он ключевые события  и главных участников гражданской войны в России  1918-1922 годов. 

Три года назад Николай Изволов  восстановил  утраченный фильм Вертова «Годовщина революции»  1918 года.  Вернул его миру, можно сказать, благодаря случайной находке - документу,  содержащему  интертитры, которые вклеивались   между кадрами, а потом просмотрел  в архиве  десятки картины 1917-1918 годов и обнаружил  фрагменты Вертова. Вдохновленный успехом, рассчитывал на то, что  сумеет  восстановить и  «Историю гражданской войны». Но все  оказалось  сложнее. 

«Проблема в том, что у «Годовщины революции» было несколько десятков копий, - рассказывает Николай Изволов. - А «История гражданской войны» делалась, видимо в одном экземпляре. Я долго искал литературные источники, которые позволили бы мне создать план, на который можно опереться при восстановлении фильма». Что-то удалось ему найти  в Красногорском архиве,  кабинете советского кино во ВГИКе. Трудность  заключалась и в том, что Вертов  был  совсем  молодым, ему было чуть больше двадцати лет,  можно сказать,  мальчиком на побегушках,  как говорит Николай Изволов. Дзига занимался делопроизводством,  организацией съемок, показывал кино детям в кинопоезде. Не было особых оснований хранить его работы. Не классик же. К тому же первый архив  кинофотодокументов появился только  в 1926 году. А Вертов к тому времени успел снять  восемь фильмов. 

«Они хранились на складах киностудий, - рассказывает Николай Изволов. – И когда другим режиссерам нужно было достать какой-то кусочек с Лениным или Троцким, они вырезали его из старых пленок и вставляли в новые. И сам Дзига Вертов так поступал. Авторского права не было».  К концу 20-х «История гражданской войны» была за ненадобностью разукомплектована.  

Любопытно, что кое-что ценное Николай Изволов нашел на сайте Австрийского музея кино. Оказывается, Александра Коллонтай, будучи послом СССР в скандинавских странах, увезла с собой часть  советской хроники . Благодаря этому  раритеты сохранились   в архиве шведского радио и в Дании. В  наше время их   обнародовали  в Вене. Но не всякий специалист сумел бы распознать сокровища . Для этого надо обладать интеллектом   и интуицией Николая Изволова. Он увидел искомый материал в одном из их роликов  с эмблемой  датского архива, связался с коллегами и получил нужный фрагмент. 

Кадры из фильма "Гражданская война" Дзиги Вертова

Но лакуны остались. Нет в восстановленной версии «Истории гражданской войны» эпизодов «Бой под Царицыным» с участием  молодого Сталина, «Входа Красной армии в Одессу и в Крым» с участием Фрунзе. Но чудеса случаются. Возможно, и эти фрагменты  найдутся.  

У Вертова было пять-шесть операторов. Этого мало, чтобы охватить всю войну. Нет, например, материала о покушении на Ленина. Но случались и сюрпризы. В поле зрения оператора Новицкого, работавшего с Вертовым, попал мятеж анархистов на Малой Дмитровке и только потому, что он жил рядом. Вышел на улицу, увидел нечто интересное, вернулся домой за камерой и зафиксировал ценное  свидетельство эпохи. 

Один из первых кадров «Истории Гражданской войны» - залегшие на обочине солдаты. Их двое. Шинели перекинуты через плечо. Они наблюдают за раскатами вдали. Что-то взрывается, стоит дым. И невероятную нежность ощущаешь к этим людям, попавшим в молох войны. Они как песчинки - в любой момент могут превратиться в тлен.  

Звучат слава в честь погибших на революционном посту – и десятки гробов заполняют экран. На белый террор мы отвечаем красным террором. С трибуны выступает Троцкий. Летучий пулеметный отряд, трибунал, повстанческие отряды Махно, привычно называемого батькой. А какой он батька? Молодой и кудрявый, можно сказать, бравый красавец. 

Колонны беженцев идут за своим нищим скарбом. Освобожденных граждан призывают к свободному и радостному труду. Идет азербайджанская пехота, освобождают  Баку. Ребенок в обмотках дивится на происходящее. Но детей и женщин в кадре мало. Война – мужское дело. Разоренная земля,  блокада Бердянска, сгоревшая пристань… Страшные и будничные  картины войны. Всегда одни отдают других на заклание во имя призрачных целей. 

Адмирал Колчак строго смотрит с экрана. Мы часто не знаем, как выглядят многие фигуранты тех событий, как не знали их в свое время и массы людей, поскольку газеты не выходили.  

В часы отдыха бойцы стригутся  и бреются посреди торжища. Ни минуты уединения, всегда на миру, под открытым небом. Верблюды впряжены в телеги вместо лошадей. Мелькают города  - Казань, Пермь,  Киев, Керчь.  Идет отправка новых частей. Пленные белогвардейцы, мусульманский отряд. Улыбающийся Киров. Переправа через Днепр. Линкорн Петропавловска.  Воины в белых халатах, чтобы не выделялись на льду. Братская могила у собора.  На улицах работают санитары, убирают трупы. На всего это равнодушно глазеет  молодая баба. Один солдат смотри в камеру, словно заглядывает в вечность.  

Слов не надо. Кадры красноречиво обо всем говорят. Раньше немые ленты сопровождал голос грамотного человека, способного зачитать титры для неграмотных. В восстановленной версии постоянно звучит музыка. Она создает тревогу, которая и без того не отпускает. Слишком все горячо и злободневно,  и это настоящий  шок. Дзига Вертов и теперь живее всех живых. 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру