Российское авторское кино увидят в Латинской Америке: голь на выдумки хитра

Группа отечественных кинематографистов решила совершить кругосветку

Команда кинематографистов под предводительством режиссера и продюсера Максима Добромыслова («Межсезонье», «Продукты 24») и продюсера Ларисы Олейник отправляется в тур по городам Африки, Латинской Америки, Азии, Австралии и Океании. Там они представят российское авторское кино — «Капкан» Галины Уразовой, «Межсезонье» Александра Ханта, «Лебединое озеро» Антона Бильжо, «Рапану» Виталия Суслина, «Молодость» Дмитрия Давыдова.

Группа отечественных кинематографистов решила совершить кругосветку
Кадр из фильма «Лебединое озеро».

тестовый баннер под заглавное изображение

Стартует кругосветный тур в Москве фильмом «Капкан». Его режиссер Галина Уразова живет на хуторе Родники в Воронежской области, где и сняла свой дебютный фильм почти без слов — о близких людях, утративших способность слышать друг друга. «Межсезонье» — история современных Бонни и Клайда, тех самых псковских подростков, которые погибли на глазах пользователей соцсетей. «Лебединый рай» — о губернаторе, поручившем накануне переизбрания постановку балета Чайковского своей жене с участием простого народа. Героем «Рапаны» стал актер, вынужденный покинуть театр и начать новую жизнь. В «Молодости» в родное якутское село возвращается пропадавший двадцать лет человек, а его давно никто не ждет.

Мы разговариваем с Максимом Добромысловым о фантастическом вояже.

Продюсер Максим Добромыслов. Из личного архива.

— Откуда взялась эта безумная идея?

— Вы же знаете, что я безумный человек. Главное в этом туре — то, что ничего подобного никто и никогда не делал. Мы покажем, что можно, ничего не имея, взять и сделать что-то необычное, не ждать помощи, просто собраться вместе и полететь. Недавно мы уже предприняли европейский тур с картиной «Межсезонье» Александра Ханта. Мы поняли, что люди очень хотят смотреть кино, и пришла идея организовать путешествие в Латинскую Америку, показать там наше кино, которое в этих странах никто не видел. А люди там похожи на нас, им близок российский дух, они любят российские сериалы. Мы обо всем договорились в Бразилии, Аргентине, Чили. Нас там ждут. Ажиотаж невероятный. В Бразилии мы запланировали поездку в Сан-Паулу, но нас просят приехать еще в три города, полностью берут на себя расходы.

— Кто же эти удивительные люди, жаждущие российского кино?

— Сообщество русских в Бразилии. Там же много потомков наших соотечественников, приехавших после революции, целые кластеры, населенные выходцами из России. Им все это очень интересно. А нам важно пообщаться с людьми, чтобы они увидели фильмы не только на онлайн-платформах, посмотрели кино, которого никогда и нигде не увидишь. Приглашающая сторона предварительно посмотрела фильмы. У них нехватка информации о России. Мы слишком далеко находимся друг от друга.

— Фактически ваш вояж рассчитан на авось. Голь на выдумки хитра, так ведь?

— Конечно, как это обычно и бывает в авторском кино. Возникла идея, и ты отправляешься в неизведанную пучину счастья и приключений. У нас нет никакой поддержки ни от государства, ни от меценатов. Это независимый тур. Мы сами едем. Такая панк-тусовка. Приезжаем в город, где у нас несколько площадок, показываем разные фильмы, перемещаемся дальше из страны в страну.

— Во время европейского тура кто приходил на показы?

— Всегда было много зрителей с постсоветского пространства — русских, украинцев, киргизов… В Болонье были только итальянцы, в Париже — парижане. На один из показов в Барселоне пришли только каталонцы. Они задавали такие вопросы, какие никто и нигде нам не задавал. Теперь у нас есть опыт. Мы знаем, куда надо обращаться, а куда не стоит. Будем показывать кино там, где нам дадут площадку: в кинотеатрах, театрах, барах и ресторанах, на открытом воздухе. Если это будет квартирник и десять зрителей — им и покажем наши фильмы. Можно назвать это панк-приключением.

— С какими неожиданностями вы столкнулись в Европе?

— Оказалось, что там нельзя передвигаться на машине. Изначально мы хотели проехать на микроавтобусе по всей Европе, но тогда ты все время за рулем, группа не отдыхает. В конечном итоге мы пересаживались на рейсовый автобус, что было гораздо удобнее. Нас предупреждали, что не надо показывать кино в Русских домах, местах большого скопления людей, потому что придут украинцы и изобьют. Но ничего подобного не было, хотя украинцы приходили. В Париже в Русском доме собралось около 200 человек. Мы показывали кино и на заброшенном заводе, предварительно закрашивали стену под экран, ставили проектор, бросали пуфики… Приходило около 300 человек, в том числе музыканты, которые потом устраивали концерт. То есть это как балаган, цирк на колесах. Ты едешь, и к тебе все время кто-то присоединяется. Мы зашли в Берлине в бар, чтобы посмотреть, как можно там организовать показ. И это было настолько восхитительно! Когда я узнал, что есть 500 бутылок просроченного пива, и его хотят выбросить, сказал хозяину: «Зачем выбрасывать? Наши выпьют». И выпили. Никто и глазом не моргнул.

Кадр из фильма «Межсезонье».

Мы не берем со зрителей денег. Правда, был опыт, когда мы говорили, что если кто-то хочет нас поддержать, то пожалуйста. Нашли на помойке в Португалии сомбреро, и люди в эту шляпу бросали деньги. Мы на них потом шли в ресторан и на море всем залом, пили вино и разговаривали обо всем на свете.

— Да это же давняя традиция. Так поступают и теперь на Бродвее, на театральном фестивале в Авиньоне: выставляют шляпу, и публика оставляет деньги. Помню, как Марк Розовский в Авиньоне стоял, что называется, с протянутой рукой. Это продолжение театра, игра, и зритель охотно в нее включается.

— В Португалии мы поставили коробку с дырочкой. Я ее даже открывать не стал — отдал бармену, который нам очень помогал. Потом он мне написал и очень благодарил: в коробке оказалось 2 тысячи 750 евро. В Испании нам тоже помогали люди — угощали, приглашали в гости, прямо так и говорили: «Поехали к нам жить». Мы часто останавливались не в гостиницах, а у кого-то в доме. В Аликанте незнакомый человек встретил нас на невероятном «Мерседесе» у автобуса, на котором мы приехали. Он всюду нас возил, все показывал. Я спросил у него, кто он, на что тот ответил: «Мне сказали, что нужно вас встретить и повозить по городу».

— Мир не без добрых людей.

— Ради них все и делается. У нас столько удивительных отношений завязалось! В Каннах мимо кинотеатра «Александр III», где был показ, проходила пара с ребенком. Они зашли на «Межсезонье», а потом полетели за нами в Берлин. Один парень сопровождал фильм в Аликанте, Мадриде и Барселоне.

— Но ведь невозможно полагаться только на судьбу. Так можно и остаться на улице.

— Какие-то гостиницы и квартиры бронируем заранее, но глобально мы за то, чтобы нас принимали на местах. В Португалии девушка Тамара с Украины пригласила нас к себе: «Приезжайте, у меня большая квартира». И мы жили у нее.

— Вам-то после Чукотки ничего не страшно. Когда самолеты не летали из-за пурги, вы жили в гараже в ожидании рейса, чтобы быть поближе к аэропорту.

— Да там был рай! Мы нашли общий язык с моим заботливым покровителем Александром Ивановичем. Я выбраться никуда не мог из-за нелетной погоды, и он тоже — заложник жизни. Я провел три или четыре дня в гараже в поле, спал между машинами на кровати. Открываешь дверь, и пурга тебя сносит…

— Вы покажете пять-шесть картин? Как их отбирали?

— «Лебединое озеро» — очень талантливая картина, а Антон Бильжо — недооцененный режиссер. «Рапана» — тоже недооцененное кино. Никто его не видел, никакие площадки его не берут, а Виталий Суслин — гений российской кинематографии. Надо ему помогать. Я же с ним учился во ВГИКе, он мой одногруппник. С Сашей Хантом мы тоже вместе учились. И Гале Уразовой надо помогать, и Диме Давыдову. Дима был в Новой Зеландии со своим дебютом «Костер на ветру». Он как режиссер сильно вырос. Таких фильмов, как «Молодость», сейчас просто нет. Как он все это придумал! В кино, практически снятом на коленке, и дома горят, и такая круть происходит за кадром… Возьмем дебютную картину «Сестры» Ивана Петухова.

— В вашей иногородней «банде» преобладают выходцы из Воронежской области. Неужели все пройдут весь многодневный путь?

Режиссер Александр Хант. Из личного архива.

— В тур отправятся режиссер Виталий Суслин — он из Нововоронежа, оператор и жена Саши Ханта Наташа Макарова — она из Воронежа. Саша присоединится позже, может быть, в Перу или Чили, поскольку снимает кино во Владивостоке. Сам он из Ханты-Мансийска. Галина Уразова живет на хуторе Родники в Воронежской области. Я сам из Воронежской области, из Острогожска. Продюсер Лариса Олейник тоже не из Москвы. Дмитрий Давыдов — из Якутска. Единственный наш москвич — Антон Бильжо.

— Как выстраивается маршрут?

— Мы не можем из России напрямую вылететь в Латинскую Америку, поэтому сначала отправимся в ЮАР. Раз уж окажемся в Африке, то почему бы там не показать наше кино? Были планы заехать в Аддис-Абебу, но не сложилось. Из ЮАР мы перелетаем в Сан-Паулу, потом — в Рио-де-Жанейро, дальше — в Буэнос-Айрес, где сейчас много русских. Сядем там в машину, пересечем Южноамериканский континент, доедем до Сантьяго. Из Чили планируем перелететь в Перу, где будет показ в Лиме. Дальше отправимся в столицу Эквадора Кито. В планах — посещение Галапагосских островов. Из Кито перелетаем в Мехико. Раз уж финал предполагается в Мексике, то странно оттуда возвращаться в Москву: надо перелететь через Тихий океан и совершить кругосветку.

Из Мехико мы полетим в Токио, где мечтаем организовать показ, но пока идут переговоры, и ничего конкретного нет. Если не получится прилететь, то покажем кино без собственного присутствия. Ничего страшного. Сделаем перелет через Токио без выхода, сразу отправимся на Бали, а дальше — в Папуа-Новую Гвинею, чтобы охватить все континенты, Австралию и Океанию. Мы можем вместо Токио полететь в Новую Зеландию, в Окленд, а из Новой Гвинеи — в Сингапур или Малайзию. Как сложится. Потом отправимся в Турцию и вернемся в конце апреля в Москву.

— Вы так легко об этом говорите, будто мир без границ…

— Это безвизовые страны, кроме Японии и Новой Зеландии. Мы все делаем сами, решили ни от кого не зависеть, просто взять и полететь. Мы не против, если к нам присоединятся партнеры, но глобально это наша инициатива, которую мы сами и потянем. Я именно за такое приключение. Если нас кто-то поддержит, будем рады.

Авторское кино всегда немного сумасшедшее. Не надо бояться. Мы делаем фильм о том, как проходил наш европейский тур. Все говорили нам, что мы глупцы, зачем нам это надо? Да ведь не в деньгах счастье. Если мы сделаем то, чего никто до нас не делал, и наши режиссеры увидят мир, то это приукрасит наш кинематограф в будущем. Я же не из большой кинематографической семьи, не добился чего-то невероятного. Я продюсер авторского кино, а оно всегда предполагает изобретение чего-то нового, выход из сложной ситуации. Нас не поддерживает большая компания, никто не спонсирует. Мы решили, что именно в непростое для всего мира время можно куда-то поехать и показать кино, которое люди делали сами, без поддержки государства, на свои деньги. Как их не поддержать?

— На кого же вы своих детей оставите?

Кадр из фильма «Межсезонье».

— У кинематографистов такая сложная судьба, что их дети всегда с кем-то. Дочка Наташи Макаровой и Саши Ханта, Сашенька, несколько месяцев провела с нами на съемках «Межсезонья». Нам пришлось жить в разрушенном доме — лучше жилья не было. Боялись, как бы нам крыса нос не откусила. У меня тоже две дочки. Может быть, моя жена Оля к нашему туру присоединится. Она режиссер, и хочется, чтобы тоже что-то новое увидела.

— Оля талантлива. Надеюсь, снимет полнометражный фильм.

— Она сделала фильм «В темноте» про педагога в киновузе, вообще про образование в России, и недавно закончила монтаж «Молочной девочки», с Лизой Янковской в главной роли. Это все короткий метр.

Главное, чтобы мы развивались, потому что сейчас ощущается легкий застой. А надо, чтобы все бурлило. Наша история идет от сердца, не от «хочу заработать денег». Я говорю про фильмы-высказывания. Если человека что-то сильно волнует, то он хочет об этом рассказать. Пусть режиссеры высказываются и думают, что все возможно. А мы будем Колумбами и Магелланами, пусть даже погибнем в Тихом океане или нас съедят в Новой Гвинее. Я за эксперимент.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру