Из Гоголя принято ваять дурака

“МК” изучил памятники классику: большинство из них представляют великого писателя психопатом

Двести лет назад в местечке Большие Сорочинцы родился человек, которого очень скоро нарекут классиком русской литературы на все времена. А что еще, кроме произведений, остается после смерти великих людей? Конечно же, памятники — место назначения встреч влюбленных и посадочная площадка для голубей. Грустные гоголевские глаза в разных ракурсах смотрят на народ с 15 монументов в 11 городах России и зарубежья. Корреспондент “МК” изучил окаменевшего классика в канун его юбилея.

Итак, в мире существует около 20 памятников Гоголю. И все  двадцать имеют тайну в своей истории. Начнем с конца — с самого малоизвестного и загадочного изваяния.

Как Гоголю нос утерли

Бюст Николая Васильевича во Владимире, где писатель никогда не бывал. Ни в научном центре по реставрации памятников, ни в инспекции по охране культурного наследия Владимира об этом бюсте никто не знает. “Он не включен в реестры и не является объектом культурного наследия, — сказали “МК” в инспекции, — чтобы его внесли в реестры, надо подать соответствующий запрос…”. Краткая справка во всемирной паутине свидетельствует, что бюст установлен аж в 1910 году! Автор его неизвестен. В начале 80-х бюст исчез, а 7 лет назад его нашли в одном из городских подвалов и установили на Никитском бульваре города.
— Это явно любительская работа. Краеведы мне рассказывали, что это студенческая работа местного художественного училища, — комментирует Виктор Гуминский, главный научный сотрудник ИМЛИ, искусствовед, гоголевед. — Гоголь тут даже асимметричный: поэтому его сначала поставили у Золотых ворот, а потом постыдились и перенесли.
Бюст в Волгограде — один из старейших памятников, созданный в 1910 году скульптором И.Ф.Тавбия (поставлен на народные деньги). Этот Гоголь был участником Сталинградской битвы — бюст нашли среди развалин. Следы от пуль на голове Гоголя до сих пор видны. Но кто такой этот И.Ф.Тавбия, что за скульптор — никто не знает.
С 2004 года памятник автору бессмертных “Мертвых душ” возник и в Казахстане — в Караганде. На высоком постаменте — бюст Гоголя работы авангардного скульптора Николая Новопольцева. Белоруссия тоже внесла вклад в увековечение Гоголя в камне. В Бресте бронзовый бюст стоит с 1962 года (скульптор А.Шмаков). Почему Гоголь в Бресте? Непонятно. Потому же, почему и в Караганде. Потому, наверное, что и там, и там люди могут читать Гоголя без перевода.
Но больше всего каменных Гоголей на Украине. В Киеве их два — один целый, другой не целый. Большой (трехметровый) Гоголь установлен в 1982 году на Русановском бульваре, близ левого берега Днепра (скульптор Александр Скобликов). Нецелый же Гоголь существует в виде носа и усов на стене дома №34 Андреевского спуска. Композиция, осуществленная скульптором Олегом Дергачевым, очень развлекает прохожих, которые с удовольствием пользуются возможностью утереть великому писателю нос.
Полтавская область буквально испещрена Гоголями. Самый старый памятник открыт в 1881 году в Нежине (Черниговская область), где Гоголь учился в гимназии. А самый молодой появился год назад в Миргороде, на набережной Миргородской лужи, о которой Гоголь писал в “Повести о том, как поссорились...”: “Удивительная лужа! единственная, какую только вам удавалось когда видеть! Она занимает почти всю площадь. Прекрасная лужа!” Автор скульптуры — Дмитрий Коршунов. Есть и в Диканьке, и в Полтаве, и есть даже в селе Красногоровка Великобагачанского района. Но с этим Гоголем неприятный случай приключился. Рассказывает Светлана Данилейко из отдела культуры великобагачанской райгосадминистрации:
— Да, Гоголь стоит прямо на трассе Киев—Харьков, у остановки, там поворот на Великую Багачку. Памятник там и стоял с 1952 года, а делали его на Харьковской скульптурной фабрике. Кто автор, на памятнике не написано. А в 96-м посмеялся над ним кто-то и оторвал нос. И так он 13 лет пролежал в сарае, а вот теперь мы его открываем торжественно.
В городе Саки Гоголь был один раз, а бюста у него там два. Один, гипсовый, — у санатория (1952 год). На памятнике надпись: “Великий русский писатель Н.В.Гоголь был на Сакском курорте в июне 1835 года”. Другой — гранитный — открывается на днях возле детской районной консультации. Гоголь о Саки ничего лестного не написал, кроме как: “Был в Крыму, где пачкался в минеральных грязях”.
В Могилеве-Подольском Винницкой области памятник поставлен еще до революции, и ходит легенда, что его поставили назло тогдашнему городничему, намекая на гоголевского “Ревизора”. Впрочем, доподлинно это неизвестно. В Днепропетровске до 1959 года бюст Гоголя был бронзовый, а к 150-летию памятник решили “переделать”, и Гоголь стал гранитным. Где сейчас первоначальный бронзовый классик, никому неизвестно.
В Санкт-Петербурге, где по улицам ходил Акакий Акакиевич, два памятника — бюст в Александровском саду (1896 г.), и спустя век он появился в полный рост — на Малой Конюшенной (1997 г.). И, наконец, Москва-столица: два памятника — на Никитском (скульптор Андреев) и на Гоголевском бульваре (скульптор Томский).
Гоголь смог посмотреть на свою любимую Италию благодаря Зурабу Церетели. По заказу римского муниципалитета трехметровая скульптура из бронзы появилась в центре итальянской столицы на вилле Боргезе.
— Зураб Константинович, дайте расшифровку, код к вашему памятнику. У вас Гоголь держит в руках собственную улыбающуюся маску, — обратился “МК” к скульптору.
— Памятник Гоголю, творившему в Италии много лет, не случайно установлен в итальянской столице. В Риме Гоголь писал “Мертвые души”. В вечном городе Гоголь сочинял так и незавершенное произведение “Рим”, в котором пытался поведать о любви прекрасной неаполитанки Аннунциаты. Я с большим интересом работал над его образом. Гоголь снял веселую маску, потому что гений всегда един в двух лицах, он и смеется, и плачет. В жизни — один, в творчестве — другой, как Сальвадор Дали. Поэтому в руках у моего Гоголя комедийная маска, хотя ему было и не до смеха.

Велено поставить бюст

Памятник — от слова “память”. Каким запомнит Гоголя грядущее поколение, для которого он писатель уже даже не прошлого, а позапрошлого века? Гоголь в Питере (бюст), Волгограде, Киеве, Днепропетровске, Караганде, Больших Сорочинцах отличается удивительно благостным выражением лица. Словно памятник это не Гоголю, а Манилову. Другие бюсты и памятники, наоборот, мрачны настолько, что Гоголь превращается в Вия.
Из всех памятников Гоголю всегда выделяют главный — памятник Андреева на Никитском бульваре в Москве. В нем действительно сгустилась гоголевская энергия и магия — писатель “схвачен” в момент сожжения второго тома “Мертвых душ”. А Гоголь в Полтаве необычен своей позой — кажется, что он вприсядку скачет. Гоголь в Риме Зураба Церетели страдает раздвоением личности...
“Завещаю не ставить надо мною никакого памятника и не помышлять о таком пустяке, христианина недостойном”, — писал Гоголь. В чем весь фарс? Именно этот уникальный писатель, как никто, противоречивый, просит потомков избавить его от изваяний. Мучается, что его портрет опубликован без его ведома. И именно Гоголю досталась такая посмертная судьба — украшать скверы, санатории, площади и сносить всяческие истории с его памятниками. Томский, Андреев — переносить, не переносить, разрушенная голгофа на могиле… Но больше всего ужасают бюсты, понатыканные не только в местах, связанных с Гоголем, но и в самых неожиданных местах… Где в этих бюстах — страшноватые каменные физиономии на гранитной тумбе — нечто “достойное христианина”? Памятники ставили, разумеется, волнами — к 100-летию и 150-летию. Рассказывает старший научный сотрудник Института искусствознания Ольга Костина:
— Бюст — старая форма, сохранившаяся со времен Древнего Рима. Средств у автора бюста немного, но есть легкий наклон головы, выражение губ и, главное, глаз. А в советские времена была распространена ремесленная работа над бюстами — по разнарядке. Художники даже не знали, куда и для чего они делают бюст. Сделали, получили за это деньги, сдали в хранилище Художественного фонда — и все. Никого не интересовало, куда это пойдет. А тех, кто покупал, не интересовало, кто это сделал. Велено поставить в городе бюст Гоголя, дали денег, купили, установили, все.
Памятники Гоголю мы обсудили с литературоведом Виктором Гуминским:
— Знаете, какой на самом деле первый памятник Гоголю? На тысячелетие России в Новгороде открыли памятник России, это 1862 год. На нижнем ярусе там стоит Гоголь в профиль, у него яркая силуэтность. Вообще скульпторам и художникам Гоголь в профиль куда лучше удавался, чем анфас. Конечно, лучший памятник Гоголю сделал Андреев. Но он не понравился, например, Толстому и Розанову. Здесь Гоголь-черт, Гоголь-декадент. Хотя это самый выразительный монумент, конечно. Все остальные памятники Гоголю…
Они разные, конечно, и странные все. В Караганде Гоголь очень похож на казаха, в нем есть восточная завершенность. Довольно странный памятник в Киеве, где мантия Гоголя ниспадает на постамент. Гоголь на протяжении жизни очень менялся внешне, и, как ни странно, к концу его лицо становилось более духовным и радостным — это замечали внимательные современники. В создании памятника нельзя идти только по пути Андреева. Когда мы перестанем делать из Гоголя психопата, мы узнаем, что у него были и звездные часы. Гоголь настолько многолик, смех сквозь слезы — формула гоголевского парадокса.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру